Андрей Ростоцкий и Марина Яковлева
Андрея Ростоцкого называли русским Жераром Филиппом не только за то, что актер умел прекрасно держаться в седле, стрелять и фехтовать, выполнять сложнейшие трюки без дублеров, но и за то, что испытывал симпатию к тем временам, когда слово «дуэль» произносилось без иронии. В жизни Андрей Ростоцкий был настоящим аристократом и слова, и духа.
А вот имя его первой жены совсем не аристократическое — Марина. Да и сама она, простая сибирячка, была полной противоположностью любимому. И как это бывало во все времена — неравный брак закончился разочарованием и болью.
Андрей Ростоцкий родился в Москве в 1957 году в творческой семье. Его отец, Станислав Ростоцкий, — прославленный кинорежиссер, снявший такие знаменитые фильмы, как «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «А зори здесь тихие». А мать, Нина Меньшикова, — известная киноактриса. Врачи не советовали ей рожать из-за когда-то перенесенного туберкулеза. Но все же в семье Ростоцких появился сын Андрей. Сразу же после рождения все заботы о нем взяла на себя бабушка, потому что родителей ждала съемочная площадка. Несмотря на свой маленький рост, Андрей был очень задиристым, за что получил от своих ровесников прозвище Бешеный. Он придерживался одного принципа — если не хочешь, чтобы над тобой смеялись, сделай так, чтобы тебя боялись. Мальчишкой Андрей мечтал стать путешественником, поэтому его любимым занятием в школьные годы были пионерские походы, а точными науками он никогда не интересовался. В старших классах учителя просто махнули на трудного подростка рукой, считая, что ничего путного из него не получится. Но в те годы Андрей всерьез увлекся кино.
В 10-м классе подросток стал вольнослушателем ВГИКа. Станислав Ростоцкий вспоминал: «Андрей во ВГИК поступал по секрету от нас. Мне позвонил Сережа Бондарчук и сказал: "У меня сегодня был твой". Я ему: "Гони его в шею!". А он мне говорит: "А ты знаешь, он мне очень понравился"». Уже на первом курсе Андрей Ростоцкий очень много снимался. Его дебют в фильме Ильи Фрэза «Это мы не проходили» оказался настолько удачным, что до конца 1975 года молодой актер снялся еще в трех фильмах: «Они сражались за Родину», «На край света», «В ожидании чуда». Из-за своей колоссальной загруженности на съемках Ростоцкий практически не посещал лекции в институте. И спасло его только то, что на ВГИКовском фестивале за роль Мити Красикова в фильме «Это мы не проходили» он получил приз. Эта награда смягчила сердца строгих преподавателей.
Настоящая слава пришла к Ростоцкому в 1976 году, когда в широкий прокат вышел фильм Владимира Басова «Дни Турбиных». Великолепно сыграв роль Николки Турбина, начинающий актер обратил на себя внимание многих известных режиссеров. В 1977—1979 годах он снялся в нескольких фильмах подряд: «Так начинается легенда», «Запасной аэродром», «Особых примет нет», «Это было в моем сердце», «Конец императора Тайги». В последней картине Ростоцкий был занят, когда служил в кавалерийском полку, подчинявшемся одновременно Министерству обороны и Госкино. Его партнером по фильму стал конь Рекорд, на котором молодой актер выиграл полковые соревнования, посвященные Дню Победы.
Во время службы в армии Андрей Ростоцкий снялся в исторической костюмированной ленте «Эскадрон гусар летучих» (1981). Этот фильм, режиссером которого под псевдонимом Степан Степанов был отец актера Станислав Ростоцкий, принес молодому актеру статус звезды и секс-символа советского кино. Первоначально на главную роль должны были утвердить Константина Райкина. И на одной из пресс-конференций Ростоцкий-младший, отстаивая свое право на исполнение этой роли, сказал: «Да, конечно, Денис Давыдов был не чистокровным русским, но в его жилах текла татарекая кровь. Кроме того, он, конечно, был некрасив. Но не до такой же степени!» Актер, вспоминая о работе в этой картине, говорил, что на съемочную площадку вышел не по договору, а по приказу: «Это была самая долгая и, между прочим, самая альтруистическая работа в моей жизни. Я был приписан к съемкам в фильме в качестве рядового кавалерийского полка. Вместо гонорара получал 11 рублей в месяц. Так что советскому кинематофафу эта роль очень дешево обошлась...»
Работа над фильмом подарила актеру встречу с его будущей женой — Мариной Яковлевой. Она играла молоденькую провинциальную барышню, танцующую вальс на балу с гусарами. На съемочную площадку «Эскадрона...» девушка попала неслучайно. Она пришла туда ради Андрея.
Марина Яковлева родилась в 1959 году в Сибири, в небольшом городке Зима Иркутской области. С первого класса она была круглой отличницей. До седьмого класса девчонка даже не мечтала стать актрисой. Но, увлекшись кино, Марина начала собирать открытки с изображением артистов. Ее кумирами были Надежда Румянцева, Нона Мордюкова, Инна Чурикова. С огромным удовольствием она смотрела военные фильмы. Окончив школу, девушка отправилась покорять Москву.
Яковлева не побоялась подать заявление в ГИТИС, несмотря на свое ужасное произношение. Она разговаривала так, как привыкла дома: вместо звука «ш» звучало «ф». Например, вместо «ешь» — «ефь», вместо «мышь» — «мыфь». При этом Марина говорила скороговоркой. И все же девушка произвела на строгих экзаменаторов хорошее впечатление. Они посчитали, что ее удивительный выговор придает ей шарм и подчеркивает яркую индивидуальность. Еще студенткой Марина начала сниматься в кино. Дебютом ее стала картина Юрия Егорова «Ветер странствий», где она сыграла Марфутку. А затем последовала работа в мелодраме Александра Гордона «Сцены из семейной жизни». Как раз после окончания съемок в этой картине молодая актриса стояла на проходной киностудии им. Горького и разговаривала с ассистенткой режиссера, своей подругой, которая привезла ей сценарий фильма «Однажды 20 лет спустя». Мимо них пробежал молодой человек невысокого роста с перевязанной головой в армейской военной куртке. Едва посмотрев на него, Марина поняла, что пропала: «Я взглянула на него, и сердце екнуло. Появилось предчувствие, что этот мужчина войдет в мою жизнь». Приятельница объяснила Марине, что это молодой актер Андрей Ростоцкий. А голова у него перевязана потому, что его накануне на съемках ударила копытом лошадь, к которой он неосторожно подошел сзади. Эта встреча так бы и осталась случайной, если бы спустя несколько дней та самая ассистентка не позвонила Яковлевой и не пригласила ее на съемки: «Завтра последний съемочный день в картине "Эскадрон гусар летучих". Нужны танцующие актеры. Выручай». Голос в трубке буквально умолял. И Яковлева, немного поколебавшись, согласилась, вспомнив, что понравившийся ей молодой человек играет в этом фильме Дениса Давыдова. Кроме того, Марина очень любила танцевать. В институте по танцу у нее всегда была «пятерка».
В «Эскадроне...» молодой актрисе пришлось перенестись в начало XIX века, чтобы сыграть молоденькую провинциальную барышню, вальсирующую на балу с гусарами. Молодая актриса не просто танцевала, в эпизоде она старалась передать дух эпохи, в которой жила ее героиня, придумать ей характер, выразив его в движении. Неудивительно, что, появившись на балу, Денис Давыдов (Андрей Ростоцкий) выбрал именно ее. Они танцевали вальс. «Голова кружилась от счастья — я влюбилась. Совсем как в романах, с первого взгляда. Он был очень хорош собой. В гусарском костюме, который ему шел, танцевал легко и изящно. И мне было хорошо и легко с ним в вихре вальса. Он как-то озорно и весело поглядывал на меня голубыми глазами. И я чувствовала, что пропадаю. В перерывах между съемками, хотя рядом и было много его друзей каскадеров, он не отходил от меня ни на шаг, рассказывал смешные киношные истории», — вспоминала Яковлева. Молодая актриса была влюблена, она буквально потеряла голову. И разрешила ему непозволительную вольность: Ростоцкий положил ей руку на талию и так прогуливался с ней по студийному коридору.
Такого Марина раньше никому не позволяла. Воспитанная на принципе: умри, но не давай поцелуя без любви, гордая красавица-сибирячка раздавала надоедливым поклонникам пощечины направо и налево. Однажды она влепила звонкую затрещину одному из известных актеров, набросившегося на нее с поцелуями: «Я была страшно возмущена.
Он не подарил мне букета роз, не стал передо мной на колени и не пообещал любви до гроба. Я влепила ему такую затрещину, что он, пролетев три метра, упал навзничь. Увидев изумление, гнев и беспомощность этого человека, я поняла, что несколько превысила пределы самообороны».
После окончания съемок «Эскадрона...» актеры отпраздновали завершение работы по старой киношной традиции, а затем Андрей Ростоцкий пригласил Марину и ее подругу к себе в гости. Девушка тогда даже не догадывалась, что это приглашение станет смотринами. Родители Андрея встретили их очень радушно. А когда наступило время прощаться, Ростоцкий-младший попросил у Марины номер телефона и, проводив девушек до такси, протянул подружке деньги со словами: «Главное — ее довези». И указал глазами на Марину. Не успев переступить порог своей коммуналки, Марина услышала телефонный звонок. Это звонил Андрей: «Я беспокоился. Как вы доехали? Маменька приглашает вас завтра на обед». Он все еще был в роли гусара. Ему это страшно нравилось. «В этом было что-то такое детское, наивное и в то же время напыщенное, высокопарное. Но тогда мне это казалось милой игрой», — вспоминала Яковлева. Молодые люди договорились встретиться на следующий день.
Мама Андрея, Нина Евгеньевна, встретила Марину с сыном очень приветливо и с улыбкой рассказала о том, что их котенок Васька разбил очередную антикварную вазу. «Все-таки он плебей», — бросил Ростоцкий-младший. Марине неприятно резанула слух эта фраза. Она невольно сравнила себя с этим котенком Васькой. Ведь ее избранник принадлежал к творческой элите, а она была девушкой из простой провинциальной семьи. Ростоцкий это понимал и всячески пытался перевоспитать Марину, привить ей хорошие манеры. Несмотря на неопределенность их отношений и на то, что в семью Ростоцких она вошла так же, как героиня фильма «Приходите завтра» Фрося Бурлакова, любовь затмевала все: «Я чувствовала дрожь в коленках, руки тряслись, когда я видела Андрюшу. Меня словно накрыло любовным плащом...»
Спустя некоторое время Андрей подал еще один повод для разочарования. Как-то, не выдержав, Марина позвонила ему домой и, не называясь, произнесла в трубку: «Это я». — «Кто я?» — услышала она сонный недовольный голос на том конце провода. «Это я», — только смогла произнести Марина, но в ответ услышала короткие гудки. Любимый положил трубку. Спустя несколько дней Марине позвонила Нина Евгеньерна и попросила пожить у них в квартире, поскольку они с мужем должны уехать в Ленинград. В это время их сын еще служил в армии и находиться дома не мог. Девушка согласилась, тем более что в ее коммунальной квартире шел ремонт. Спустя некоторое время Андрей пригласил любимую на очередной семейный обед, после которого они вдвоем отправились на премьеру в Дом кино. Марина вспоминает: «Я понравилась его друзьям, мне делали комплименты... Андрюша остался доволен результатом».
Через некоторое время Яковлева и Ростоцкий побывали уже на ее премьере. В Доме кино демонстрировался фильм «Сцены из семейной жизни», в котором актриса сыграла главную роль. К ним подошла Татьяна Самойлова и, представляя молодую актрису гостям, сказала: «Запомните имя этой девочки. Она очень талантлива». Ростоцкий был в восторге. Ему понравилась и роль, и популярность его любимой.
А перед самым Новым годом Андрей сделал Марине предложение. Все было очень просто и обыденно, совсем не так, как она мечтала, без сумасшедших поступков и роз. От неожиданности Марина на секунду замолчала, а затем спросила: «А ты хоть любишь меня?» Он ответил: «Да». Конечно же, Яковлева согласилась выйти замуж. Придя домой, девушка без чувств рухнула на кровать. Неизвестно, сколько времени она так пролежала. Из оцепенения ее вывел телефонный звонок. Это был Ростоцкий-старший; задав несколько вопросов, он передал трубку Андрею. Тот был краток: «Малыш, я тебя целую. До встречи».
Незадолго до того как Андрей сделал предложение, Марине позвонила Нина Евгеньевна и попросила завезти ей лекарства. Она рассказала, что у Андрея до нее была другая женщина, с которой он познакомился на съемках и которая родила ребенка, правда, неизвестно, от Ростоцкого или от другого мужчины. Она поДала на Андрея на алименты. Еще раз об этой женщине Яковлева услышала на праздновании Нового года. Щсле ее звонка Андрей и Марина сильно поссорились. И неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не вмешалась Нина Евгеньевна.
Ростоцкий-младший в очередной раз уезжал на съемки, а Марина начала готовиться к свадьбе. Девушка купила в ГУМе английский панбархат и долго выбирала себе фасон свадебного платья в польских журналах мод. Она непременно хотела сшить его сама. Ее воображение рисовало фату, шикарное белое платье, кортеж автомобилей и роскошный ресторан. Но настоящая свадьба была совершенно другой. Со стороны невесты присутствовали только мама и сводный 10-летний братишка, который абсолютно не умел себя вести: «Не знаю, насколько я вписывалась в семейство Ростоцких, тогда мне трудно было об этом судить. Но то, что мои родственники были совершенно чужие в этом элитарном доме, я не могла не видеть». Свадебный наряд Марине подобрала будущая свекровь, Нина Евгеньевна. Платье было дорогое, очень красивое, с вышивкой, но не белое. Ни о какой фате даже речи не шло. «Конечно, я была счастлива, но было обидно. Мое мнение мало кого интересовало. Все считали своим долгом воспитывать меня». Накануне свадьбы ночью мама Марины плакала: «Как, доченька, сложится у тебя жизнь?».
Яковлева выходила замуж на всю жизнь. Точно так же об этом говорил и Андрей Ростоцкий: «Я думал, что проживу с женщиной, которая меня очень любит, долгую и прекрасную жизнь. Я думал, у меня будет дом, где меня будут ждать, где я буду хозяином». Но его покоробило то, что в загсе жене автоматически поменяли фамилию, и она стала Ростоцкой. После непродолжительного застолья молодожены остались одни. Андрей зажег свечи, играла музыка. Он подхватил любимую на руки и понес в спальню. На следующее утро он признался ей: «Наверное, каждый мужчина в первую брачную ночь был бы счастлив услышать такой крик своей молодой жены...» Они были счастливы. А молодая жена буквально сгорала от безумной любви: «Я любила его руки, его глаза, его лоб. Я любила его всего и хотела быть рядом с ним 24 часа в сутки».
Медовый месяц стал самым счастливым временем в их семейной жизни. Но муж все время подчеркивал свое превосходство во всем. Если молодая жена не умела разговаривать — он умел, если она была невоспитанной — то он вел себя безупречно. Как-то Андрей привез Марине ко дню рождения подарок — серебряное кольцо с жемчугом.
Согласно древнему поверью, жемчуг дарят к слезам. «Вот ты сидишь все время одна и плачешь. Так вот сиди одна и плачь»,- Именинница залилась слезами. «Я не буду носить это кольцо. Мне не нужен этот подарок». Яковлева безумно любила своего мужа и действительно много плакала, когда он уезжал. Ее слезы вывели из себя свекровь: «Да если бы он тебе камень смерти подарил, ты должна была его благодарить». Нина Евгеньевна была очень сильной женщиной и, опираясь на свой жизненный опыт, часто повторяла невестке: «Терпи и жди». Но Марина, движимая чувствами, не умела терпеть и ждать.
Поэтому в первый месяц после свадьбы, не выдержав разлуки, она поехала к мужу в Голицино, где он доснимался в картине «Эскадрон гусар летучих». К тому же рядом начинались ее съемки в картине «Корпус генерала Шубникова». Добравшись до места, она упала в объятия любимого. Вечером они сидели у костра. Здесь впервые Марина почувствовала укол ревности. Неожиданно Андрей прямо на глазах у молодой жены стал кормить из своего котелка партнершу по фильму Марину Шиманскую. Не выдержав этой сцены, Яковлева убежала в лес. Ее била истерика. Ростоцкий догнал жену, успокоил, все сгладилось. А затем была сумасшедшая ночь любви. Во время съемок фильма Марина сильно простудилась и приехала домой с ангиной. Молодой муж очень трогательно за ней ухаживал. На следующее утро актриса уехала на свои съемки, но с тех пор ревность навсегда поселилась в ее сердце.
Марине в доме Ростоцких было неуютно. Свекор как мог пытался ее поддержать. «Главное — достоинство», — говорил он. Подружки актрисы завидовали Марине Яковлевой, а она мучалась от одиночества, ведь рядом с ней не было ни родственников, ни близких подруг. Молодая женщина вставала по ночам и тайком от всех пила валерьянку.
Однажды Андрей вернулся домой, подошел к постели, не разуваясь, поставил ногу на кровать и приказал: «Раздевай меня». «Я была в шоке, но подчинилась и стала его раздевать. Я вошла в роль, которую мне навязывали. Андрей считал, что с женщиной нужно обращаться, как с лошадью, что ей нужны кнут и пряник», — рассказывала актриса. Ростоцкий-младший говорил: «Господа любили влить свежую кровь крепостной девки, чтобы сохранить породу». «Это и была моя роль. Я должна была сохранить породу». Но, к сожалению, детей у них не было. И от этого молодая женщина сходила с ума.
Семья постепенно начала распадаться. Полтора года Яковлева и Ростоцкий прожили вместе, а еще полтора года, состоя в браке, — порознь. К тому времени они уже имели шикарную двухкомнатную квартиру на Бабушкинской. Марина постоянно жила там, а Андрей приходил и уходил, сводя ее с ума. Она отказывалась дать ему развод, надеясь, что все еще в их отношениях может наладиться. Но случай с записной книжкой ускорил конец их семейной жизни. «Однажды я искала какой-то телефон в его записной книжке. И вдруг увидела странный список. Имена, даты, названия картин, в которых он тогда снимался. Имена почему-то были только женские. Напротив некоторых значились еще и профессии», — вспоминала актриса. Это был донжуанский список Андрея Ростоцкого. С Мариной случилась истерика. Когда вернулся Андрей, она потребовала объяснений, показав список. Ростоцкий-младший побледнел и зло произнес: «Не будешь совать нос в мою записную книжку». И резко вышел из комнаты. Некоторое время спустя они вновь разъехались. Яковлева снималась сразу в трех картинах — «Сашка», «Люди на болоте», «Цыганское счастье», а Ростоцкий отправился на съемки фильма «Серебряные озера».
Актер очень ревновал свою жену, хотя она не подавала ни малейшего повода. После премьеры фильма «Эскадрон гусар летучих» в их семье наступил сущий ад. У Ростоцкого-младшего началась звездная болезнь. К тому же Марине как-то позвонила одна дама, чье имя значилось в его записной книжке, и потребовала встречи с Ростоцким. Яковлевой ничего не оставалось, как бросить все дела и ехать на студию.
Вскоре супруги снова расстались. Марину утвердили на главные роли в нескольких картинах, а ее муж собирался на съемки в Питер. Она позвонила ему на прощанье. Он ответил сонно и неохотно. В сердце молодой женщины опять поселилась тоска. Оставаясь подолгу одна, она целовала рубашки любимого мужа и плакала. А на Новый год Марина загадала три желания: чтобы ее всегда любил муж, чтобы у них родился ребенок и чтобы у нее всегда были самые лучшие роли в кино.
Весной Марине приснился сон. Как будто она стояла в мутной реке, из которой не спеша поднималась змея. Она внимательно смотрела на актрису неподвижным взглядом и неожиданно бросилась на нее. Во сне Марина задушила змею, а проснувшись — почувствовала, что змея — это соперница. Через некоторое время от знакомых, работавших на «Ленфильме», Марина узнала, что в это время у ее мужа был роман с Еленой Кондулайнен. Но самую главную соперницу Марина так и не смогла победить. Ею стала соседка родителей Андрея — Марьяна, которой во время их первой встречи едва исполнилось шестнадцать лет. Теперь же, пройдя через неудачное замужество, повзрослев и став более опытной, она забрала то, что, как считала, по праву принадлежало ей всегда. Ведь Ростоцкий-младший еще несколько лет назад решил, что она станет его женой. Да и сама Марьяна мечтала только о нем. Она часто бывала в доме Ростоцких: то заходила за какой-нибудь мелочью, то приглашала к себе в гости. Девушка даже пыталась подружиться с Мариной. Однажды она явилась к ним на новую квартиру. Тогда ее визиты только раздражали Яковлеву. Она еще не знала, что именно эта женщина станет причиной того, что ее брак распадется.
Однажды вечером муж пришел домой и сказал Марине, что им нужно очень серьезно поговорить: «Мы не будем жить вместе. Мы больше не муж и жена. Устраивай свою жизнь». Яковлева сидела на кухне в каком-то полуобморочном состоянии. Срывающимся голосом она произнесла: «Давай не будем торопиться». Ростоцкий ничего не ответил и ушел. Перед последним их совместным Новым годом Андрей надел жене на шею золотое ожерелье, которое привез из Эфиопии. Как потом оказалось, такое же он подарил и Кондулайнен. А через несколько дней Ростоцкий окончательно переехал к родителям, и в жизни супругов наступил период: ушел — пришел. «Он появлялся только затем, чтобы забрать какие-то свои вещи. И когда я слышала, что поворачивался ключ в замке, у меня дрожали коленки. Я по-прежнему хотела с ним жить и не хотела разводиться...» — рассказывала актриса.
Причину развода со своей стороны Ростоцкий объяснял так: «Идеальная схема: мужчина на охоте, женщина ждет. У нас же было все иначе. За два года нашего супружества мы виделись, дай бог, месяц. Остальное время либо я, либо она были в экспедициях. Конечно, гусарский дух брал свое. И это не могло ей понравиться. Поэтому наш брак был обречен». После развода жизнь каждого из супругов сложилась по-новому. Андрей женился на своей любимой девушке Марьяне, и у него родилась дочь Оля. Он занялся режиссурой, но обе его работы — «Зверобой» и «Мужская компания» — стали проходными. В 1994 году начинающий режиссер организовал компанию «ДАР» (Друзья Андрея Ростоцкого). В это же время он планировал снять фильм «Тмутаракань».
Тем временем Марина Яковлева вышла замуж за актера Валерия Сторожика. В этом браке у нее родилось двое сыновей — Федор и Иван. «Раньше все рассказывала о своей семейной жизни, и зря», — признается актриса. А теперь она окружила молчанием свою личную жизнь. Марина Яковлева всегда была востребованной. Актриса сменила несколько театров, снялась в нескольких сериалах, среди которых «Афромосквич», «Московская сага», и в нашумевшей драме «Упасть вверх». Помимо работы в театре и кино, на протяжении 2000—2001 годов она вела на телевидении популярнейшую рубрику «Полезные советы» в рамках одной из самых популярных программ ТНТ «Из жизни женщины».
В 2002 году Андрей Ростоцкий приступил к съемкам своего нового проекта «Моя граница». Некоторые сцены были отсняты в Москве, а натурные съемки планировалось провести в Сочи. В течение нескольких дней подряд Андрей выезжал с водителем за город, чтобы присмотреть место для натуры. 5 мая 2002 года он отправился в очередную поездку, из которой не вернулся. Решив осмотреть горы, он, взбираясь по крутому склону, в районе водопада «Девичьи слезы», поскользнулся на мокром мху и упал с 30-метровой высоты. Ростоцкого сразу же доставили в больницу. Необходима была срочная операция. Через несколько минут после ее начала он умер на операционном столе.
Вспоминая прожитые годы, Марина Яковлева до сих пор не может сдержать дрожь в голосе: «С Андреем мы разошлись потому, что в жизни играли в кино, только в разное. Он — в гусара, а я мечтала о страстях, как в «Романсе о влюбленных». Что-то не совпало. Но думаю, что если бы мы встретились чуть позже, может быть, все сложилось бы иначе. Тогда, 20 лет назад, конечно же, я не могла себе представить, что еще будет в моей жизни любовь. Но никто не сравнится с Ростоцким...»
Читайте в рубрике «XX век»:
Александр Довженко и Юлия Солнцева |
Туарег нф ремонт
Туарег нф ремонт touareg ремонт.
remont-touareg.ru