Тобиасовы ночи
Сексуальная сдержанность в брачную ночь и даже в течение нескольких последующих ночей характерна для многих культур. Этот обычай существовал в Индии, он был распространен среди евреев, славян, эстонцев, жителей Ближнего Востока. В Европе этот обычай называли «тобиасовы ночи», название взято из Ветхого завета. Новобрачным запрещалось иметь не только сексуальные сношения, но и сексуальные ласки. Они должны были лежать рядом, не касаясь друг друга. В средние века в некоторых культурах ложе супругов разделялось палкой или мечом.
Причины, лежащие в основе этого обычая, различны, их можно разделить на несколько типов.
Во-первых, страх перед божеством. Во многих так называемых примитивных культурах, а также в Древней Греции господствовало представление, что божество имеет право на первую ночь, что оно оплодотворяет женщину. Долг мужчины — оказать послушание, а женщины — отдаться божеству. Можно представить страх девушки, с беспокойством ожидающей «визита» божества. Если она к тому же отличалась богатой фантазией или истерическими чертами, то наверняка чувствовала присутствие божества и даже дефлорацию. В некоторых древних сонниках содержатся сюжеты снов подобного содержания.
Во-вторых, страх перед демоном, злыми силами. В некоторых культурах считалось, что женщина связана с силами зла, что она собственность демона. Брачная ночь рассматривалась как вызов демону, который мог убить смельчака. Описания такого рода мы находим в Библии, где демон — Асмодей поочередно убивает семь мужей Сары. В этом сказывается влияние персидской и ассирийской культуры, где демоны играли большую роль. На Крите в брачную ночь муж убегал от новобрачной, опасаясь мести злых сил. Таким образом, брачная ночь связывалась со страхом, с большим напряжением, только спокойное соблюдение правил гарантировало отход сил зла от женщины.
В-третьих, христианский аскетический образ жизни. В раннем христианстве секс трактовался как источник плодовитости, сексуальное удовольствие не рассматривалось как ценность, к нему относились с подозрением и недоверием. Неудивительно, что синод в Карфагене в 398 г. рекомендовал супругам воздерживаться от сожительства в брачную ночь, чтобы тем самым доказать умение властвовать над своими чувствами. Позже аскетический подход к сексу стал более жестким, рекомендовалось воздерживаться три ночи подряд. Каждая из этих ночей посвящалась какому-либо святому, например первая ночь — Матери Божьей, вторая — св. Иосифу и т. д.
В-четвертых, идея гармонии и постепенное узнавание, привыкание супругов. В Древней Индии после свадьбы рекомендовалось сексуальное воздержание в течение нескольких первых дней. За это время супруги могли узнать друг друга поближе, установить психологический контакт, постепенно входить в интимный мир ласки, что уменьшало страх перед дефлорацией у невесты, и супруги все острее ощущали потребность соединиться друг с другом. Таким образом, психологическая близость, взаимный интерес друг к другу, узнавание друг друга вызывали потребность в сексуальной близости, интимных ласках.
Следует признать, что в данном обычае проявилась определенная жизненная мудрость. Ведь в брак вступали люди, которые впервые увидели друг друга только в день свадьбы, родители сами находили своим детям пары. Поэтому привыкание друг к другу по сути дела чужих людей было, очевидно, правильным решением. Существовала и другая положительная черта такого обычая. Постепенно возникающая близость, симпатия создают чувство безопасности, адаптации партнеров, благодаря этому сексуальное сожительство было свободно от страха, напряжения, угрозы, что способствовало его гармоничности, предотвращало появление неврозов на сексуальной почве.
Как показывает практика, неврозы у многих людей обусловлены страхом, возникшим в первую сексуальную встречу. Как правило, она протекает в спешке, в напряжении, в атмосфере страха (перед дефлорацией, болью, оценкой партнера, собственной способностью). Неудивительно, что часто в такой ситуации прибегают к алкоголю, нередко следует и разочарование. Молодая женщина, стремясь освоиться с интимной ситуацией, испытывает доверие к партнеру, ждет длительных ласк, интимности. Тем временем ее молодой партнер, сильно возбужденный, хочет как можно скорее перейти к сношению, задержка этого момента у него часто связана с преждевременным семяизвержением, отсутствием эрекции вследствие чрезмерного возбуждения. В результате этого первый сексуальный контакт партнеров, которые не имеют опыта в сексе, связан либо с неудачей, либо с разочарованием.
Тобиасовы ночи вошли в историю сексуальных обычаев. Они отражают влияние различных подходов к сексу (религиозных, магических). Содержащаяся в них идея, безусловно, имеет положительное значение, противодействует невротическим реакциям и разочарованиям. Гармоничная сексуальная связь партнеров требует постепенного наращивания интимности, освоения с телом другого лица, его эрогенных сфер. Многие современные учебники по арс аманди в принципе копируют или повторяют рекомендации, содержащиеся в древних пособиях культур Востока.
С трактовкой тобиасовых ночей как сексуальной аскезы мы встречаемся и сегодня. Некоторым вступающим в брак парам внушается воздерживаться от сексуальных сношений в первую брачную ночь, это должно отражать умение властвовать над чувствами. Прежде чем дело дойдет до брака, их наставляют быть друг с другом как «брат и сестра». Такого типа модель сексуальной аскезы является ренессансом средневековой модели тобиасовых ночей.
Читайте в рубрике «Культурные феномены»:
|