Регуляция рождаемости в культурах мира
Наука, изучающая процесс оплодотворения, закономерности развития пола и рождаемости начинает развиваться в XIX в. Более полного развития она достигла в XX в. и продолжает развиваться дальше, имея целый ряд «белых пятен». Обращает на себя внимание то, что такой важной проблеме для каждой семьи, как рождаемость, в течение многих лег не уделялись должного внимания со стороны ученых. Однако известно, что регуляция рождаемости была известна с давних времен и охватывала все культуры мира. Человек пробовал регулировать деторождение, но из-за отсутствия знаний главную роль в этом процессе играла магия, обычаи данной культуры, религия, так называемая народная медицина. На регулирование деторождения оказывало влияние не только сознательно принятое решение, по и другие факторы, например, такие, как социальная политика, экономические условия, отношение к сексу, полу, а также воины, эпидемии. Таким образом, при исследовании конкретной культуры необходимо учитывать действие многих факторов. Ниже мы рассмотрим различные способы регуляции рождаемости в культурах мира. Основное внимание будет уделено описанию методов, а не оценкам этих методов. В заключительной, части мы рассмотрим современную регуляцию рождаемости и направления ее развития в будущем.
Примитивные культуры. В примитивных культурах многих народов были созданы целые системы норм, которым была подчинена жизнь индивида. Эти нормы тесно связаны с религией и обычаями, их традиции уходят в седую древность. И сегодня заменю их влияние на регулирование рождаемости. Применяемых методов много, мы рассмотрим те, к которым прибегают в наши дни. У маеаев распространено прерывание сношения, в племени нанди в Восточной Африке — воздержание от контактов после месячных, женщины в Дагомее перед сношением вкладывают во влагалище пробку, сделанную из корней, женщины из племени кваню — кусочки ткани и трав. Индианки жуют петрушку, эскимоски с острова Баффина продлевают период лактации, негритянки с Гвинеи, привезенные в Америку, после сношения чистят влагалище смесью из семян дерева махагони и лимонного сока. Женщины Океании вкладывают во влагалище моллюсков и морские водоросли, женщины с побережья Ледовитого океана удаляют семя, прыгая после сношения. Жительницы Суматры помещают во влагалище шарики, сделанные из опиума и черного растения. На Яве у женщин часто искусственно вызывали загиб матки. В Австралии практикуется удаление яичников, у мужчин изменяют канал мочевывода.
Во многих племенах существуют разные обычаи, связанные с родами, опекой над младенцами. Социальные нормы снижали рождаемость, например вводились периоды воздержания от сексуальных контактов. В племени трумаи запрещалось сожительство в период беременности, родов и развития ребенка вплоть до того, как он начнет ходить, у хамакоко воздержание продолжалось первые 2 года жизни ребенка, а у намбикуара — 3 года. Часто во время племенных, религиозных праздников, военных походов запрещалось половое сожительство.
Культура Востока. Известен рецепт автора Сун Су-мо (695 г. до н. э.): «Возьми масло и ртуть, подогревай целый день, положи маленький шарик из этой субстанции на живот и будешь бесплодной всегда». В Китае пользовались пилюлями, вызывающими выкидыш, внутривлагалищными тампонами конг-фу, т. е. отвлекали от сожительства (психотерапия). В Индии различные методы регулирования рождаемости известны уже более 2000 лет: неполное сношение (без извержения семени), ваджроли-мудра, или натренированное при помощи йоги сознательное перекрытие семяпроводов, отвары из хитрака для женщин, ритуальные периоды сексуального воздержания, тампоны из семян айован, окуривание влагалища, амулеты, смеси из масел, рекомендации зажима члена перед семяизвержением, чтобы направить семя в мочевой пузырь. У жителей Декана мужской орган был проткнут золотым кольцом, что повышало сексуальную возбудимость. В Японии были известны различные отвары, прерываемое сношение, презервативы из внутренней пленки черепахи или рога, мисугами, или внутривлагалищные тампоны, из листьев бамбука, пропитанные маслом, йошиногами — тампоны из тонкой бумаги, промывание влагалища непосредственно после сношения.
Культуры Средиземноморского бассейна. В Египте применялись тампоны из помета крокодила, смазанные медом, тампоны из комочков акации, горячие ванны, хирургически удалялись яичники, на половой член надевались футляры (прапрезервативы), употребляли семена касторки. В Иудее были известны напитки из живицы и алуна, отвары из корней. Раввины рекомендовали пользоваться специальными тампонами, соблюдать периоды воздержания. В то же время прерываемое сношение осуждалось, именно за это библейский Онан был приговорен к смерти. В Греции в целях регуляции рождаемости влагалище смазывалось кедровым маслом и свинцовой медью (сегодня мы знаем, что это уменьшает подвижность сперматозоидов), употреблялись внутривлагалищные тампоны из хлопка, отвары из многих трав. Соран из Эфеса рекомендовал: чихать, присевши, сразу же после сношения, тампоны из кедра и масел, прерываемое сношение. Он впервые разделил период между месячными на плодный и бесплодный. Греческие врачи рекомендовали тампоны из навоза слона и обкладки из пауков.
Ислам. Ислам не осуждал применение противозачаточных средств, допускал возможность прерывания беременности, ибо человеческая жизнь, согласно исламу, начинается после рождения. Ибн Син (Авиценна) называл около 20 методов регуляции рождаемости. К ним относились: избегание сношений в плодные периоды, прерывание сношения, прыжки после сношения, избегание оргазма, внутривлагалищные тампоны из мякоти граната, хлопка, пропитанные наркотиками, натирание члена маслом или луком, употребление женщинами гороха натощак.
Культура Европы. До нас дошло мало сведений о том, как регулировали рождаемость в средневековой Европе. Религия запрещала применять средства, прерывающие беременность. Документы, относящиеся к ХШ в., свидетельствуют, что в целях предотвращения беременности применялись нетипичные позиции в сожительстве, женщина мочилась сразу после сношения, использовались отвары из трав, заклинания, презервативы из кишок животных. Эти методы, равно как и прерывание беременности, провоцирование выкидыша, трактовались как убийство.
Исследования процесса оплодотворения начались во второй половине XVII в. Было открыто, что сперматозоиды теряют подвижность в кислой среде. В 1672 г. де Грааф открыл яйцеклетку и яичник как ее источник. В 1827 г. Ван Баэр описал явление оплодотворения. Казанова в мемуарах писал, что противодействовать беременности можно, употребляя презервативы, внутривлагалищные золотые шарики и корки лимона, помещая их у шейки матки. В конце ХГХ в. Мальтус рекомендовал установить контроль за рождаемостью в широких масштабах. Изобретение вулканизации резины в 1834 г. сделало возможным массовое производство презервативов. В 1846 г. в США был зарегистрирован первый патент, предметом которого было предотвращение беременности. В конце XIX в. в Европе стали применяться пессарии. Английский фармацевт Ренделл провел исследования, их результаты произвели настоящую сенсацию. Начиная с XX в. быстро развиваются научные представления об оплодотворении, распространяются различные методы ее регуляции, хорошо известные сегодня. В 1930 г. в Цюрихе состоялась I Международная конференция сторонников контроля рождаемости, а в 1948 г. в Челтегене было основано Международное общество планирования семьи. Позже возникли различные международные сообщества, занимающиеся проблемой регулирования рождаемости.
Современный мир. Несмотря на то что имеются научные достижения в области познания явления оплодотворения, известны различные методы регулирования оплодотворения, их недостатки и преимущества, знания об )тих достижениях не получили широкого распространения. Хотя различные научные центры, международные организации, конгресс, издательства этой теме уделяют определенное внимание, тем не менее миллионы людей остаются в неведении, используют методы, унаследованные из прошлого. Регулирование рождаемости стало активно обсуждаться и не безрезультатно.
Так, католикам разрешили применять разные методы, но на их сознание еще оказывают влияние мнения относительно этой темы, часто противоречащие друг другу, советы медиков, общественности. В других направлениях христианства (православие, протестантские церкви) довольно либерально относятся к выбору метода регулирования рождаемости.
Страх перед так называемым демографическим взрывом привел к тому, что регулирование рождаемости стало инструментом популяционной политики во многих государствах. В Китае существуют строгие предписания, которые противодействуют рождению более чем одного ребенка, повышен возраст вступающих в брак, оказывается экономическое давление на тех, кто имеет много детей, предлагается большой выбор различных методов предотвращения беременности. В Индии также в течение многих лет проводится популяционная политика, противостоящая традиционным идеалам культа плодородия, многодетности. В других же государствах, где существует угроза снижения рождаемости, ее стимулируют с помощью социальных мер.
Таким образом, регулирование рождаемости идет по многим аспектам: религиозному, государственному, социальному, сказывается влияние обычаев, экономики, права, медицины. Следует отметить и влияние моды, вызывающей интерес к тем или иным методам регулирования рождаемости, который поддерживается публицистикой. Например, в 70-х годах серия статей, посвященных побочным последствиям применения гормональных таблеток, заставила около 15 млн женщин изменить вид контрацептивов.
Распространение различных методов регулирования рождаемости с учетом доминации данного метода в определенном культурном кругу иллюстрирует таблица (приведенные в ней данные заимствованы из разных источников).
Вид метода (за год) | Количество людей (в млн человек) | Доминирующая культура |
Продленная лактация | 50—100 | так называемые примитивные |
Презервативы | 25—32 | во многих |
Диафрагмы | 2—3 | Запад |
Внутриматочные спирали | 15—18 | Запад |
Гормональные таблетки | 50—80 | Запад |
Стерилизация | 50—80 | Восток |
Термический, Биллингса | 3—? | католические страны |
Традиционные (определенные дни календаря) | 60—70 |
во многих |
Прерывание беременности | 30—55 | во многих |
Данные, взятые из статистики разных стран, показывают, насколько сильно различаются общества, принадлежащие даже к одному культурному слою, какое влияние оказывает религия, образование, урбанизация, число детей, жизненная ситуация, доступность тех или иных методов, пропаганда и т. д. Исследования, проведенные в 1982 г. в Швеции, показывают, что 47% молодых женщин регулярно применяют гормональные таблетки, 4% — внутриматочные спирали, ничего не применяют 37%. В Венгрии 35% прибегают к таблеткам, 35% — к прерываемому сношению, 10% используют презервативы, 8%—спирали, 6% — биологические методы. К искусственным методам чаще всего прибегают жители больших городов, лица с высоким уровнем образования, профессионально активные, не католики, а также и некоторые верующие.
Регулирование рождаемости определяется культурой и уровнем знания. Хотя Всемирная организация здравоохранения, религиозные организации, системы образования в разных странах прилагают много усилий к тому, чтобы регулирование рождаемости имело рациональный и оптимальный характер, соответствующий условиям жизни, национальным потребностям, однако диапазон этого воздействия расширяется медленнее, чем надвигается демографическая лавина. Какое будущее ждет регулирование рождаемости? Можно предвидеть, что появятся новые виды гормональных таблеток с продолжительным действием, гормональной инплантации, гормональных инъекций, иммунологичных методов, антисперматозоидных ферментов и веществ, препаратов, замедляющих образование семени, гормонов, предотвращающих оплодотворение. Развиваются методы биологического и психологического воздействия, например применение гипноза для образования временного бесплодия (успешные результаты уже получены), установление плодных периодов путем анализа слюны при помощи соответствующего теста и т. п. Можно также ожидать, что уже существующие методы будут совершенствоваться.
Может ли регулирование рождаемости стать в мировом масштабе сознательным и рациональным процессом? Скорее это произойдет в далекой перспективе, в цивилизации эры космоса.
Читайте в рубрике «Культурные феномены»:
|