Владимир Крайнев и Татьяна Тарасова
«Нас обвенчали, и мы тут же отправились в свадебное путешествие. Жена — в Австралию, а я в Мексику», — невозмутимо рассказывал барон Мюнхгаузен о своей семейной жизни, которая постепенно довела его до развода.
Но не всегда история любви заканчивается так трагично. Для некоторых супружеских пар эта ситуация рядовая и не вызывает взаимных претензий. Особенно, если под одной крышей живут две звезды с мировыми именами, профессиональные обязанности которых вынуждают каждого надолго покидать свой дом. Эти звезды: Владимир Крайнев — пианист, народный артист СССР и Татьяна Тарасова — заслуженный тренер по фигурному катанию. Муж постоянно живет в Германии, в Ганновере, а жена большую часть года проводит в Америке, Франции и других странах. Но несмотря на бесконечные разлуки и огромные расстояния, разделяющие их, супруги продолжают оставаться верными друг другу и любящими. А началась эта прекрасная история любви двух по настоящему талантливых людей уже более четверти века назад.
Родилась Татьяна Тарасова в 1947 году в Москве в семье, где все любили спорт, ставший для ее родителей призванием. Мама Тани, Нина Григорьевна Тарасова, — преподаватель физкультуры, отец, Анатолий Владимирович, — заслуженный тренер СССР по хоккею, кандидат педагогических наук. Поэтому Таня и ее сестра Галя с детства занимались спортом, ходили на тренировки отца, наизусть знали имена всех игроков, которых он тренировал. В пять лет Тарасов привел дочь в секцию фигурного катания. «Уж если родилась девочкой, то хоть на коньках стоять научится», — строго сказал он. По настоянию отца Таня поступила в Институт физкультуры, расставшись с мечтой стать балетмейстером. Выступая в паре с Георгием Проскуриным, Татьяна Тарасова победила на Всемирной универсиаде, но в 18 лет прекратила выступления, получив тяжелейшую травму спины. Поняв, что она не сможет прожить без льда, девушка решила стать тренером. Эта работа стала смыслом ее жизни. Не испугавшись трудностей, Татьяна Тарасова взялась тренировать мастеров уже довольно высокого класса.
В ,25 лет она стала заслуженным тренером России, а в 28 — заслуженным тренером СССР, самым молодым в стране. Среди воспитанников Тарасовой — прославленные Ирина Роднина, Александр Зайцев, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Марина Климова и Сергей Пономаренко, Илья Кулик и многие другие. Татьяна Анатольевна никогда не отказывалась от своих учеников, даже если не видела их спортивной перспективы. К ней обращались и уже сложившиеся мастера, не понятые или отлученные от большого спорта, но по-прежнему мечтающие о победах на крупных состязаниях. И Тарасова их никогда не подводила. Она прекрасный, знающий и чуткий тренер, а главное — удивительный, талантливейший хореограф. «Самое сложное в фигурном катании — подбор музыки. Эти четыре минуты музыки, которые должны потрясти всех, измучить душу тебе и твоему ученику, потому что музыка первична, а программа, которую следует откатать, — вторична», — не устает повторять Татьяна Анатольевна.
Именно музыка послужила залогом не только брачного, но и творческого союза Татьяны Тарасовой и ее мужа Владимира Крайнева.
Владимир Крайнев родился в Харькове в 1944 году. Мальчишка рано проявил свои незаурядные музыкальные способности и при поддержке харьковских педагогов поступил в Московскую центральную музыкальную школу при столичной консерватории им. Чайковского, а затем закончил аспирантуру под руководством великого маэстро Генриха Нейгауза. Талантливый пианист неоднократно завоевывал Гран-при на крупных международных конкурсах, в том числе на конкурсе им. Чайковского в 1970 году. Его неоднократно приглашали выступать с выдающимися дирижерами и прославленными оркестрами мира. Популярность и авторитет Крайнева среди музыкантов так велики, что некоторые современные композиторы посвящают ему свои произведения.
В Украине проходит ежегодный музыкальный фестиваль «Владимир Крайнев приглашает». А с 1992 года в его родном Харькове проходит ежегодный конкурс юных пианистов, названный его именем.
Официально два этих талантливых и преданных своему делу профессионала познакомились 19 октября 1978 года. «Мы знали друг о друге до этого, — объяснял позднее Крайнев. — У нас масса общих знакомых, просто у каждого была своя жизнь, в которой однажды произошли большие перемены». Действительно, и Тарасова, и Крайнев были вхожи в дом Фрадкиных. Об этом Татьяна Анатольевна с улыбкой вспоминала: «Дочь композитора Марка Фрадкина была моей подругой, а Марк Григорьевич и его жена Раиса Марковна меня обожали. Владимира Крайнева в этом доме звали Вовой. Он там тоже ходил в любимцах и тоже дружил с Женей. Мы друг друга знали, но никогда не встречались. Я жила одна, и Женя все время твердила: "Надо тебя познакомить с Крайневым". То же самое она говорила и Вове».
В их истории любви присутствует и небольшая доля мистицизма. Ведь встречу с любимым Татьяне Анатольевне предсказала гадалка! Однажды Тарасова со своими подругами Мариной Нееловой и Еленой Матвеевой решила поехать к гадалке, старушке, живущей где-то на окраине Москвы. Никого из подруг та не знала лично, ведь адрес предсказательницы они узнали случайно через кого-то из знакомых. Старушка умела гадать по утренней росе. Поэтому вся компания отправилась к ней ранним утром, не успев сделать не только макияж, но и умыться. Гадалка, предсказав будущее Марине и Елене, занялась Тарасовой. Но молодая женщина не хотела ее слушать: гадалка напомнила ей о недавней трагедии. Второй муж Татьяны Анатольевны скоропостижно скончался два года тому назад. Но старушка заставила ее дослушать до конца, объясняясь какими-то своими непередаваемыми выражениями: «А ты очень скоро выйдешь замуж. Ты познакомишься с человеком, который пляшет и поет. У него профессия на одной ножке». Услышав это, подружки рассмеялись и начали острить: «Хромой, наверное. А может быть, военный или пожилой человек». Но гадалка пояснила свои слова: «Нет-нет, это у него работа такая. Вроде как артист, но не артист. Не тот, что по телевизору выступает, но очень известный. Не бойся, что он роста будет маленького, выходи за него замуж. Сразу будешь жить с ним хорошо. Он будет тебя понимать».
Подруги вернулись в центр города, чтобы после утреннего приключения отправиться на работу. Имея в запасе еще несколько свободных часов, компания решила заехать к живущей неподалеку Жене Фрадкиной. Когда девушки с шутками и смехом ввалились к ней в квартиру, на кухне вместе с Жениной мамой сидел Крайнев. «Я как вошла," так и сказала со смехом: вот он — мое счастье», — вспоминала Тарасова. Крайнев предложил подвезти Татьяну на работу. «И вот мы с ним рядом едем через Каменный мост и, когда спускались к "Ударнику", перед нами поднялись на небе две радуги прямо над Кремлем, клянусь. Я ему: "Две радуги. Я никогда в жизни такого не видела". А он мне: "Это к большому счастью". Через девять дней мы поженились».
5 ноября 1978 года Владимир Крайнев, прихватив с собой пару носков и рояль XIX века Steinway, переехал на квартиру к своей любимой. Ей тогда исполнилось 32 года, а ему — 35. Вскоре они решили познакомить друг друга со своими родными. Первой это сделала Татьяна. Ее мама и сестра с волнением ждали, когда же Володя придет знакомиться. Встреча прошла очень тепло и радушно.
Труднее пришлось Татьяне. Мама Крайнева, Иля Моисеевна, тогда находилась далеко от Москвы — в Кишиневе, куда улетела ухаживать за тяжелобольной бабушкой. На смотрины Крайнев и Тарасова отправились на один день в Кишинев. О встрече со своими будущими родственниками Татьяна Анатольевна вспоминала: «Бабушка Бовина только-только отошла от инсульта. Но сразу у меня спросила: кто я и чем занимаюсь. Я сказала. Она очень медленно говорила: "А какое у тебя образование?". Я ответила: "Татьяна Иосифовна, я так много работаю, чуть ли не с самого детства. И эта работа так меня захлестнула, что не успела получить образование, но зато стала заслуженным тренером". Она сделала паузу и сказала: "Человек без верхнего образования не человек, а скотина". Повернулась к стене и больше не произнесла ни слова. Вся семья была в ужасе, а я смеялась как ненормальная».
Долгое время Тарасова и Крайнев не расписывались, не потому, что проверяли свои чувства, а потому, что на это просто не хватало времени. То он, то она были в разъездах. К сожалению, рабочие графики Крайнева и Тарасовой были очень плотными и практически не совпадали. Несколько раз они подавали заявление в загс, но дату свадьбы приходилось постоянно переносить, а потом и вообще откладывать на неопределенный срок. Так могло продолжаться бесконечно долго, если бы не случай.
Во время гастролей в Польше известный музыкант прищемил дверью палец и тут же воспользовался этим шансом. «Из этой истории получилось целое дело, — рассказывал Владимир Крайнев. — Я замотал палец, хотя мог продолжать гастроли, устроил вселенский плач. Сорвал все гастроли, с трудом вырвался в Москву, и у меня оказалось окно в шестнадцать дней. Я поднял на ноги весь комсомол и партию. И на 2 марта 1979 года нам назначили регистрацию». Церемонию совершила сама директор загса. После регистрации она спросила у жениха: «Ну как вам у нас, понравилось?» И Крайнев шутливо ответил: «Да-да, понравилось. Теперь расписываться только у вас буду».
Новая семья зажила веселой, полной забот жизнью. В их гостеприимном доме всегда было много народу. Известный музыкант с улыбкой говорил, что его теща мечтала, что хоть с замужеством дочери людей в доме будет поменьше, А стало наоборот — прибавились еще и друзья Володи.
Татьяна Анатольевна привыкла готовить только в больших кастрюлях, самая маленькая — на 5 литров. Ведь приходится стряпать не только на семью, но и на гостей, которые могут прийти когда угодно и без приглашения. К тому же в квартире Крайнева и Тарасовой постоянно жил кто-то из учеников Татьяны Анатольевны. Обязанности хозяйки в семье всегда выполняет Тарасова. Она готовит котлеты или отбивные в таком количестве, как небольшая заводская столовая к обеденному перерыву. И как ни странно, все эти запасы съедаются за день, потому что их дом никогда не пустует, хотя сама хозяйка рассчитывала, что приготовленного ею обеда хватит недели на две.
Целыми днями в их доме звучит музыка, и самое почетное место в квартире занимает старинный рояль, для которого построили специальный пьедестал из поролона. Это сооружение осталось с того времени, когда этажом ниже поселился генерал-полковник КГБ, не выносивший музыки. Старинный рояль дорог музыканту не только как превосходный инструмент, но и как помощник во время самых трудных концертных выступлений. Во многом благодаря этому инструменту, обладающему прекрасным, ярким звуком, известный пианист выиграл конкурс им. Чайковского.
У каждого из супругов своя коллекция. Если Владимир собирает небольшие пианино и другие клавишные инструменты, то Татьяна — черепашек. Одна из них, латаная-перелатаная кожаная черепашка, стала ее талисманом.' Именно эта зверушка положила начало большой коллекции. Ее Тарасова получила от тренера сборной ГДР Йохана Линднера с пожеланиями счастья. В 1972 году один из ее учеников, Юра Овчинников, подарил Татьяне Анатольевне черепаху со словами: «Ты сама похожа на черепаху Тортиллу. Вот тебе на память игрушечная Тортилла». Постепенно Тарасова увлеклась коллекционированием. Что-то покупала сама, что-то дарили друзья. Самый большой вклад в коллекцию, конечно же, сделал муж. Он привозил по черепашке со всех своих гастролей. Спустя некоторое время зверушек стали приносить и его друзья.
Но не только общие увлечения связывают Тарасову и ее мужа. Они помогают друг другу в работе. Каждый новый сезон в фигурном катании начинается с того, что тренер слушает сотни записей, чтобы найти именно ту мелодию, которая подойдет по характеру ее воспитанникам, поможет раскрыть их индивидуальную манеру исполнения. Здесь не обойтись без помощника, хорошо знающего музыку. Татьяне Анатольевне повезло — таким человеком для нее стал муж. Именно он оказал большое влияние на ее музыкальный вкус: «Конечно, я не понимаю музыку так, как это делает Володя, но чувствую ее душой». Крайнев предоставляет ей любую музыкальную справку. «Когда я ставлю танец, он подбирает мне литературу: когда написана эта вещь, в каких условиях, кому посвящена. Он разбирает ее со мной буквально по нотным знакам. Муж садится за рояль и проигрывает в разной манере фрагменты. Безусловно, я советуюсь с ним, какую музыку мне выбирать, что мне послушать, что мне пригодится».
По просьбе жены Крайнев записал для дуэта Бестемьяновой и Букина четырехминутную версию «Рапсодии на тему Паганини» Рахманинова, под которую знаменитый дуэт получил очередной чемпионский титул. Перед Олимпиадой в Нагано он советовал, какую музыку подбирать к программам Кулика и выступлениям дуэта Грищук—Платова. «Таня потрясающе видит музыку в сочетании с картинкой, движением сюжета», — не без гордости говорит о своей жене знаменитый пианист. Иногда случается, что с таким трудом подобранная Татьяной Анатольевной музыка не может быть использована для постановки очередного танца. В этом случае совет мужа, профессионального пианиста, просто необходим. Благодаря творческому и семейному союзу Тарасовой и Крайнева, а главное, безграничному таланту и огромной работоспособности Татьяны Анатольевны, ей удалось создать свое направление в фигурном катании, которое сейчас изучают за рубежом.
Даже созданием театра на льду «Все звезды», который несколько лет возглавляла Татьяна Тарасова, она обязана мужу. Именно Владимир подал жене идею этого ледового шоу, равного которому не было в мире. В театре «Все звезды» Тарасова за четырнадцать лет его существования была и тренером, и балетмейстером, и режиссером. За это время артисты, среди которых немало звезд первой величины, объездили полмира. «Все звезды» отличались от других коллективов тем, что там ставились настоящие классические балетные представления: «Ночь на Лысой горе», «Спящая красавица», «Золушка», «Аленький цветочек». В репертуаре также были представлены знаменитые бродвейские спектакли: «Призрак оперы», «Кабаре», «Кошки». Неизменным помощником в каждой постановке был Владимир Крайнев.
Татьяну Тарасову и дома, и на работе окружает музыка. На репетициях ни на минуту не умолкает магнитофон, а дома репетирует муж. Возвращаясь в свою квартиру, она выключает все, что можно выключить, чтобы отдохнуть в полной тишине. Владимир, зная об этом, старается репетировать на работе. «Но если он играет при мне, я только счастлива. Люблю его слушать», — рассказывает Тарасова. Любимые ее мелодии: Второй концерт Рахманинова и музыка Шварца, написанная для кино. «Когда у Марины Нееловой дома делался ремонт, она жила у нас. И каждое утро мой муж будил нас, включая запись романса Шварца и Булата Окуджавы «Кавалергарды, век не долог». Мы с упоением подпевали пластинке и готовы были делать это полдня», — вспоминает Татьяна Анатольевна.
Тарасова очень любит петь. Если рабочая неделя прошла благополучно, то она вместе со своей подругой, тренером Светланой Алексеевой, садятся рядышком и поют романсы. А еще Татьяна Анатольевна не устает повторять: «У моего мужа прекрасный голос». Их дуэт чаще всего возникает, когда Крайнев везет жену куда-нибудь на машине. И тогда, вспоминая бесконечные разлуки, они поют «Когда два сердца разлучаются».
В 1992 году Крайнев организовал в Харькове первый международный конкурс юных пианистов. А два года спустя, уже выехав за рубеж, создал благотворительный фонд помощи юным музыкантам.
В годы перестройки перед семьей Крайнева—Тарасовой стал вопрос о том, что в разваливающейся стране им просто некуда приложить свои творческие силы. Супруги долго взвешивали все «за» и «против», обсуждая переезд. Татьяна Анатольевна вспоминала о том тяжелом времени: «Начался 1992 год. В стране стало тяжело жить. И профессорам, и концертирующим музыкантам почти ничего не платили. А Володя, надо сказать, уже тогда был профессором Московской консерватории. Надо было содержать семью... Есть мои родные, есть его, мы им помогаем. И Володя принял решение уехать на Запад и там преподавать».
Вместе с сыном в Ганновер решила выехать и мама Крайнева — Иля Моисеевна. Ей тогда исполнилось 74 года, и, по мнению невестки, она делала последнее, что могла сделать для своего сына. Она окружила его заботой и вниманием, взяв на себя хлопоты о доме и обустройстве быта. Супруги понимали, что Татьяна не сможет постоянно жить в Германии, а будет лишь приезжать в свободное от гастролей время. А Крайневу как выдающемуся музыканту необходимы постоянная опека и забота. Поэтому решение Или Моисеевны они восприняли как спасение.
К тому же Владимир Крайнев привез с собой из Москвы четверых учеников. А затем к ним приехал и пятый. Все они жили на полном обеспечении в семье знаменитого музыканта. «Он не только забрал их из Московской консерватории, но сделал для их будущей жизни все возможное и невозможное и, похоже, собирается это делать пожизненно для любого своего питомца», — с гордостью рассказывает о своем муже Тарасова.
Сейчас класс известного музыканта насчитывает 30 человек, хотя по нормам ему достаточно 12. Владимир Всеволодович вместе с педагогической деятельностью продолжает и концертную. Каждое его выступление зрители воспринимают на ура.
Первое время жизни в Германии Крайнев оставался один. Большую часть времени любящая жена находилась в Англии. Стараниями свекрови их дом получился абсолютно открытым. «Но теперь это, увы, не то место, где собирается молодая компания, как это было раньше, — говорит Тарасова с легкой грустью. — А профессорский дом, куда приходят и ученики, не только когда им хорошо, но и когда им плохо, и когда нужно заниматься, и когда не нужно».
В семье, где один из супругов тренер, главным делом становится его работа, и всем невольно приходится жить в режиме тренировок, сборов и соревнований. Так сложилось и в семье Тарасовой—Крайнева. Муж в гости без Татьяны идти не хочет, в кино тоже не пойдет. Он без жены может поехать только на концерт, потому что это нужно ему для работы. Чаще всего вместе они посещают концерты Спивакова, с которым дружат семьями, как раньше ходили на Китаенко. «Мы на Марину Неелову не можем выбраться вот уже восемь лет, — сокрушается Владимир Крайнев. — У нее на нас накопилась обида несусветная».
Конечно же, залогом счастья и взаимопонимания в семье, где профессия каждого из супругов связана с постоянными отлучками из дома, немыслимым расписанием, становится не только крепкое чувство, но и доброжелательное отношение друг к другу.
Тарасова считает, что у них с мужем одинаковые характеры и это помогает им сохранить теплоту отношений. Владимир Крайнев — уживчивый и отходчивый человек. Супругам не надо объяснять друг другу свои поступки, потому что они все понимают с полуслова, моментально. По мнению большинства их друзей, Тарасова и Крайнев очень похожие натуры — добрые, широкие, но вспыльчивые. «Мы настолько открытые, что кастрюли летят сразу в голову, — смеясь говорит Владимир Всеволодович. — Она умеет прощать, иногда даже подлость. А я — нет. Я всегда всем говорю: не доводите меня до крайности, т. е. до фамилии». К счастью, такого между супругами никогда не случалось.
Семья Тарасовой—Крайнева живет по редким сейчас законам — законам клана, где благодаря необыкновенной дружбе и любви друг к другу действия всех подчинены успеху одного.
Тарасова не пропускает ни одного концерта мужа. Она очень переживает и нервничает, слушая его игру. Татьяна Анатольевна всегда прислушивается к аплодисментам в зале, считает каждый вызов на «бис». Тарасова не может вспомнить концерта, чтобы ее Володю не вызывали на сцену еще и еще раз. Она очень внимательна к тому, кто и как поздравляет мужа. И уши ее, по признанию самой Татьяны Анатольевны, вырастают до необыкновенных размеров. Ведь аплодисменты — точная оценка работы каждого из супругов.
Часто Тарасова становится не только благодарным слушателем, но и требовательным критиком. Однажды, еще в 1984 году она прилетела к мужу на концерт в Томск, вызвав буквально шок в зале. Ведь большинство пришедших на выступление слушателей всего несколько часов назад могли видеть ее по телевизору во время прямой трансляции с чемпионата мира по фигурному катанию в Вене. Прослушав концерт Шопена, она заметила: «Мне кажется, во второй части ты немного расплылся. Я потеряла нить твоей игры». — «Это замечательная фраза, — признавался в одном из интервью Крайнев. — Кроме того, она уверена, что лучше меня пианиста на свете нет. И я этим страшно доволен».
Очень многое для счастья своей дочери сделала и мама Татьяны Анатольевны. Она просто обожает своего знаменитого зятя, не пропускает в Москве ни одного его концерта. Между мамой Татьяны и Илей сложились прекрасные взаимоотношения. Они обе помогают Татьяне не только вести хозяйство, но и принимать важные решения. Ведь ответственность как-то постепенно перешла к Татьяне, хотя раньше лежала на плечах ее мамы.
Частые разлуки супруги переживают очень тяжело, но что поделаешь, такова их работа. Чтобы быть как можно дольше вместе, они даже обратились в Немецкую федерацию фигурного катания. Но их ждало полное разочарование. В Германии уже давно нет хороших фигуристов, поэтому тренеры уровня Тарасовой там не нужны.
Несмотря на то что супруги редко видятся, они всегда проводят отпуск вместе — пять, максимум двенадцать дней они отдыхают в каком-нибудь уютном уголке земного шара. После окончания ледового сезона Тарасова приезжает в Ганновер к мужу. В год набегает всего два-три месяца их совместной жизни, но это не омрачает счастья супругов. Поэтому семейные праздники проходят очень весело.
В последнее время они общаются в основном по телефону, потому что Тарасова постоянно вынуждена работать за рубежом. 2 марта 2003 года супруги отметили серебряную свадьбу. «Двадцать пять лет — это брутто, а нетто, конечно, намного меньше, — с улыбкой говорит Крайнев, смотря на свою жену любящим взглядом. — У нас еще все впереди...»
Читайте в рубрике «XX век»:
Александр Довженко и Юлия Солнцева |