ќгюст –оден и  амилла  лодель

ќгюст –оден и  амилла  лодель ќгюст –оден и  амилла  лодель

Ётих двух безбрежно талантливых людей св€зывало больше, чем разъедин€ло. “рудно винить пресловутый любовный треугольник, ведь он никогда не был помехой насто€щему чувству.  амилла и ќгюст были словно созданы друг дл€ друга, но взаимное непонимание привело к роковому разрыву. –оден продолжал творить, а она... закончила жизнь в приюте дл€ умалишенных.

«»скусство указывает люд€м цель их существовани€. ќно раскрывает им смысл быти€, освещает их судьбу и последовательно руководит ими на жизненном пути», — писал своему ученику Ё. ј. Ѕурделю скульптор ќгюст –оден в конце жизни. ¬еликий зодчий забыл только упом€нуть, что иногда искусство может как объедин€ть людей, так и разъедин€ть их. Ћюбовна€ истори€  амиллы и ќгюста началась в 1881 году и продолжалась 15 лет. » у каждого была сво€, дорога до встречи и свой путь после разрыва.

ќгюст трудно и долго добивалс€ признани€ и только после сорока стал знаменит. Ќа него посыпались государственные и частные заказы. ќн всего достиг самосто€тельно. ≈го родители, ∆ан Ѕатист и ћари –оден, долгое врем€ не могли поверить, что их поздний ребенок, близорукий, не желающий учитьс€, не по годам упр€мый, станет знаменитым и признанным во всем мире ва€телем. ≈го первые детские рисунки, сделанные углем на оберточной бумаге, раздражали их. ј когда ќгюст в 14 лет решил поступить в бесплатную малую Ўколу рисовани€ и математики, отец отказалс€ содержать сына. » только заступничество и материальна€ помощь сестры ћари позволили стеснительному, но настойчивому молодому человеку учитьс€ вначале в классе живописи, а затем — скульптуры. “алантливого юношу долго не признавали. ќн предприн€л три попытки поступить в большую Ўколу из€щных искусств, но они провалились. «Ќе прин€т без права пересдачи экзаменов. —овершенно лишен способностей» — вынесли вердикт мэтры искусства, не сумевшие пон€ть самобытного даровани€ –одена.

ќн чувствовал себ€ изгнанником, леп€ орнаменты дл€ декоратора  рюше за п€ть франков в день. » когда в 1862 году умерла его любима€ сестра-монахин€ ћари, ќгюст был настолько потр€сен и подавлен неудачами, что и сам стал послушником — братом јвгустином в монастыре —в€тых тайн. –оден утратил веру в себ€, он искал утешени€ и не находил его. √лава ордена, отец Ёймар, вид€ метани€ молодого человека, посоветовал ему вернутьс€ в мир: «“алант — благословение Ѕожье, этим не бросаютс€. —лужение красоте совмещаетс€ со служением ¬севышнему. ¬ы способны на жертвы и самоотречение, но только во им€ искусства». Ѕюст отца-насто€тел€, вылепленный позже ќгюстом, получилс€ более человечным, чем св€тым.

— 1863 года –оден посв€тил свою жизнь служению искусству. ќн пыталс€ доказать сторонникам официальной школы, что его творчество имеет право на жизнь. Ќо все ранние работы, наполненные движением, реализмом напр€женности тела и внутренней энергией, не нашли понимани€. “ворческие искани€ и находки не могли прокормить –одена. ќгюст продолжал работать лепщиком, отрыва€ от скудного заработка часть средств на покупку материалов и на помощь родител€м. — 1864 по 1870 год он был помощником у модного скульптора  ар-рье-ЅеллЄза и делал вполне законченные модели в стиле мэтра в ѕариже, а в Ѕрюсселе выполн€л половину всех его заказов, но зарабатывал крайне мало. ќгюст жил в нищете. Ѕольше всего его огорчало отсутствие средств на оплату натурщиков, а значит, невозможность работать в собственной манере.

ѕервой натурщицей –одена была –оза Ѕере, с которой он познакомилс€ в 1864 году. ќна стала его страстной любовницей, служанкой и помощницей в мастерской, приобретенной на ее сбережени€. —тройна€, с точеной фигуркой девушка послужила моделью дл€ многих скульптур («ћиньон», «¬акханка» и другие). Ќо –оден не собиралс€ св€зывать себ€ семейными узами, становитьс€ мужем и отцом. —ына, младшего ќгюста, он не признал и не забывал напоминать мальчику, что тот незаконнорожденный.  ротка€ –оза все прощала –одену, ее любовь была огромной и жертвенной. ќна служила ему и заботилась о его скульптурах больше, чем о сыне, которого не видела мес€цами. ѕосле отъезда ќгюста в Ѕрюссель она содержала его престарелых родителей и сына, а во врем€ гражданской войны во ‘ранции похоронила его мать (1871) и сохранила мастерскую.

¬ это же врем€ –оден заключил контракт с бельгийским скульптором ¬ан –асбургом. “от предоставил ему мастерскую, но скульптуры, которые делал –оден, подписывал и продавал его партнер, а доход они делили поровну. —кульптор писал ƒега: «–одены, подписанные ¬ан –асбургом, по€вились чуть ли не в каждом доме». Ёта сделка позволила ќгюсту помочь деньгами семье, вызвать в Ѕрюссель –озу (заботу о сыне и почти слепом отце он переложил на свою тетю). —копив достаточно средств, –оден посетил јмстердам, √аагу, јнтверпен и некоторые города »талии, где знакомилс€ с мировыми шедеврами живописи и скульптуры. ѕотр€сенный дышащими жизнью и чувственностью работами ћикеланджело, он решительно приступил к воплощению своих замыслов. ‘игура «Ѕронзовый век», выставленна€ в —алонах Ѕрюссел€ в 1876 году и годом позже в ѕариже, вызвала взрыв негодовани€. –одена обвинили в использовании слепка с натурщика. „тобы подтвердить свое мастерство, он согласилс€ на экзамен, где в присутствии именитых художников за несколько часов создал скульптуру «Ўагающий человек».

–одену исполнилось 40 лет, а он все еще числилс€ в помощниках (работал на севрской фарфоровой фабрике) и начинающих мастерах. » только выставл€вшиес€ в —алоне 1880 года скульптуры «»оанн  реститель» и «Ѕронзовый век» наконец были высоко оценены, и скульптор получил третью награду выставки, а им€ –одена стало известно всей ‘ранции.

ѕризнание государством его таланта, правительственный заказ и денежный задаток позволили –одену работать активно. “еперь у него были уже три мастерские: в одной он работал над заказом, во второй — воплощал свои замыслы, а о третьей знали лишь женщины, которые становились его лучшими модел€ми и любовницами. Ќо дл€ насто€щей любви в расписаний ќгюста по-прежнему не было места. —оздание главных дверей дл€ ћузе€ декоративного искусства в ѕариже, на которых он решил изобразить семь смертных грехов, занимало все его помыслы. «¬а€ние требует самоотречени€, — говорил он своим ученикам и помощникам, — ...чтобы вылепить пару рук, нужна сотн€ вариантов». «амысел врат был настолько грандиозен, что многочисленные фигуры и группы, предназначенные дл€ включени€ в композицию, получили самосто€тельное существование в бронзе, мраморе и гипсе. ћузеи мира горд€тс€ многочисленными вариантами «ћыслител€», «“рех теней», «јдама», «≈вы», «”голино», «“ой, котора€ была прекрасной ќмиер», «¬ечной весной», «ѕоцелуем». Ѕольшинство скульптур были сделаны с 1880 по 1886 год, но –оден посто€нно измен€л их и совершенствовал.

ј в 1881 году, когда его друг јльфред Ѕуше в качестве премии —алона получил право поездки в »талию, он уговорил –одена вз€ть к себе самую талантливую из своих учениц. —кульптор долго отказывалс€, потому что дл€ него женщина и искусство были несоединимыми пон€ти€ми. ”видев  амиллу, ќгюст слегка опешил, ощутив прилив внезапного, давно позабытого волнени€ перед красотой. ¬се многочисленные натурщицы и возлюбленные знаменитого скульптора меркли р€дом с элегантной, из€щной и необычайно привлекательной девушкой. ¬се в ней было гармонично. «ѕрекрасный лоб над дивными глазами, того густо-синего цвета, который часто встречаетс€ в романах и столь редко в жизни, большой чувственный, но еще и очень гордый рот, густа€ копна каштановых волос, спадающих до по€сницы. ¬ид, впечатл€ющий дерзостью, пр€мотой, превосходством и веселостью», — так описывал 20-летнюю  амиллу ее брат ѕоль и такой ее увидел сорокалетний –оден. » р€дом с небесной красотой соседствовал светлый ум, поистине мужской характер и редкий талант.

 онечно,  лодель не пришлось испытать всех трудностей, которые выпали на долю –одена. ќна родилась 8 декабр€ 1864 года в довольно большом, но ничем не примечательном городе ‘ер, провинции Ўампань, в довольно зажиточной семье буржуа. ќбстановка в доме была посто€нно накалена: в нем бушевали тщательно скрываемые от соседей бури. Ћуи-ѕроспер, вежливый и любезный в обществе, в семейном кругу давал волю своему скверному характеру. ћать замкнулась в молчаливой покорности и детей лаской не баловала, воспитывала их в строгости, смирении и послушании. Ќо примерным поведением радовала ее только Ћуиза — младша€.  амиллу она вообще не понимала: игрушками не забавл€етс€, с подружками не болтает, лепит из неподатливой глины всевозможные фигурки или часами любуетс€ очертани€ми скал. ƒевочка и брата ѕол€ увлекла в какой-то зыбкий мир мечты, зажгла в нем искру веры в его гениальность. ≈е вли€ние на него было столь глубоко, что впоследствии, став знаменитым поэтом, драматургом, писателем, академиком и послом ‘ранции, он признавал, что своим успехом об€зан сестре.  амилла также верила и в свое высокое предназначение. —о всей пылкостью детской натуры она отдавалась одной всепоглощающей страсти — ва€нию. ќтец, мать, сестра и брат были обречены позировать девочке, котора€ отважно бралась за живую натуру, не получив ни одного урока рисовани€, не то что лепки. ≈е маленькие ручки с поистине недетским усердием и терпением оживл€ли глину.

¬ семь лет  амиллу определили в Ўколу —естер христианской доктрины в Ѕарле-ƒюк, но из-за частых переездов отца по делам службы в дом дл€ обучени€ всех детей вз€ли наставника, господина  оллена.  лассическое образование  амиллы дальше основ латыни, орфографии и арифметики не пошло. Ќо она много и бессистемно глотала книги, отдава€ особое предпочтение античной литературе. ќтсюда у нее редкий дл€ того времени культурный уровень.

—кульптуры 15-летней  амиллы «Ќаполеон», «Ѕисмарк», «ƒавид и √олиаф» привлекли внимание критика ћ. ћор-хардта и поразили выразительностью и зрелостью исполнени€ известного скульптора јльфреда Ѕуше, который сыграл значительную роль в становлении ее как мастера, когда Ћуи-ѕроспер перевез семью в ѕариж, чтобы дать дет€м первоклассное образование.  амилла насто€ла на обучении ва€нию в јкадемии  оларосси (Ўкола из€щных искусств дл€ девушек была закрыта) и на курсах Ѕуше. ”дивительно, но вздорный по характеру отец поддержал ее в этом странном дл€ добропор€дочной девушки начинании, тогда как мать так и не простила дочери ее самобытности и свободомысли€.  амилла с трем€ подругами-англичанками сн€ла мастерскую и увлеченно совершенствовалась в сугубо мужском искусстве. яркое дарование девушки было столь многообещающим, что покровительствовавший ей Ѕуше продемонстрировал ее скульптуры директору Ўколы из€щных искусств ѕ. ƒюбуа. –аботы  амиллы «ѕоль  лодель в 13 лет», «—таруха Ёлен» €вно говорили о рождении нового гени€ в искусстве скульптуры. –еакци€ директора показалась  лодель более чем странной: «¬аша подопечна€ брала уроки у господина –одена», — за€вил он Ѕуше. Ёто, конечно, был комплимент начинающему скульптору, но только  амилла, недавно приехавша€ в ѕариж, это им€ слышала чуть ли не впервые. » вот теперь она сто€ла под цепким взгл€дом –одена в центре его мастерской...

«а неуклюжестью этого коренастого грубоватого энергичного человека с широкими мускулистыми плечами и рабочими руками, которые свидетельствовали о недюжинной силе,  амилла увидела великого творца. ≈го гибкие кисти, искусные пальцы, не прекраща€, поглаживали, разминали и леле€ли глину. «¬улкан», — подумала  амилла. «Ќет, скорее ћефистофель», — сменила она мнение, обжига€сь о его почему-то презрительный взгл€д. ¬ыслушав унизительные реплики и зажав свою гордыню в кулак, она согласилась на все услови€ мастера: быть секретарем, убирать мастерскую, строить каркасы и подмостки и даже выносить мусор — лишь бы стать его ученицей, потому что работы, которые «толпились» в мастерской, поразили ее не только совершенством — они были близки юной художнице своим стилем и передачей чувств.

ј что же –оден? ¬ тот же миг он вновь почувствовал себ€ мужчиной, полным надежд и желаний, но продолжительное врем€ скрывал бушующие в нем страсти. ќгюст видел, что  лодель работает вдвое больше других, но при этом успевает делать наброски и лепить. ѕада€ от усталости, она слышала от мэтра лишь советы и указани€, грубоватые приказы и окрики, но ощущение, что он неотрывно наблюдает за каждым ее жестом, не оставл€ло ее ни на минуту.  амилле импонировала его увлеченность, трудолюбие, вечна€ неудовлетворенность достигнутым. ќна начала лепить его бюст. ќгюст сразу оценил мастерство девушки и стал удел€ть ей все больше внимани€, а потом неожиданно предложил посетить его третью, секретную, мастерскую, где он работал дл€ души и обычно принимал любовниц.

–оден долго ждал этой минуты, старательно убежда€ себ€, что испытываемое им волнение св€зано лишь с неукротимым желанием лепить с  лодель. Ётот нелюбезный, с колючим взгл€дом человек был тонким ценителем юной красоты. ¬с€кий раз он готов был преклонить колени перед ослепительной наготой женского тела, которое сравнивал с солнечным светом.  лодель согласилась быть не только ученицей, но и натурщицей. ≈е внешность, в первую очередь, будоражила и вдохновл€ла его как художника. ќн работал упорно, довод€  амиллу до изнеможени€, обращалс€ с неприсущей ему вежливостью и долго не решалс€ попросить ее позировать обнаженной. ќн терпеливо ждал и получил заслуженную награду. ≈е тело оказалось столь же прекрасно, как и лицо. Ёто была фигура, достойна€ мрамора. ¬ид обнаженной  амиллы необычайно волновал его, разжига€ страсть желани€. Ќо ќгюст вынужден был вновь избрать выжидательную тактику, так как девушка выгл€дела благородной и неприступной.

ƒолго позировать –одену и при этом оставатьс€ холодной и бесчувственно отстраненной  амилла не могла. ” мастера был особый стиль работы: он заставл€л обнаженных натурщиков свободно двигатьс€ по мастерской, застывать в неожиданных позах, и руками, словно слепой, прикасалс€ и ощупывал каждую мышцу, чтобы потом воплотить это в скульптуре. ѕод его сильными и чуткими пальцами девушка трепетала, волны еще не изведанных чувств охватывали ее.  амилла перва€ сделала шаг к физической бли-' зости. –оден понимал, что ее порыв — это романтическа€ любовь, от которой нет спасени€, но отказатьс€ от такой прекрасной возлюбленной не мог. »м было хорошо вдвоем.  аждую ночь они наслаждались телесной близостью, а днем работали бок о бок, дел€сь своими помыслами, удачами и разочаровани€ми. Ёто была духовна€ и физическа€ идилли€. –одену льстило, что его избранница, которую он страстно полюбил, не только прекрасна, но и хорошо образованна, начитанна и оригинальна в своих суждени€х. ќгюст с гордостью по€вл€лс€ с нею в обществе, знакомил с высокопоставленными чиновниками, знаменитыми писател€ми и художниками.

 амилла нравилась –одену всем. Ќе то что –оза Ѕере, с которой он прожил 20 лет: безграмотна€ тиха€ мышка, давно утративша€ красоту и привлекательность. ќгюст встретил ее, когда у него за душей не было ничего, кроме таланта. ќна была верной, кроткой, терпеливой и ничего особого взамен не требовала — лишь немного любви и внимани€.  лодель долгое врем€ терпеливо сносила этот семейный треугольник, жив€ надеждой. –оден же ничего не собиралс€ мен€ть в своей жизни. –оза его обслуживала, вела хоз€йство, а он предоставл€л ей защиту и дом.  амиллу он просто любил, она стала его самой ценной моделью и ћузой.  лодель позировала дл€ многих его скульптурных групп и бюстов: «–ассвет», «–адуга»., «ћысль», «‘ранци€», «ƒанаида», «¬ечна€ весна». ѕо мнению –одена, она должна была этим гордитьс€, а его отношени€ с –озой принимать как должное, а лучше и вовсе не обращать на «такие мелочи» внимани€.

ѕервой забила тревогу –оза, почувствовав полное отсутствие интереса ќгюста к себе как к женщине. ќна не просто любила –одена, она боготворила его и бо€лась потер€ть. —ложивша€ ситуаци€ перестала устраивать и  амиллу. ∆енщины ненавидели друг друга, и кажда€ пыталась завладеть ќгюстом целиком. Ќо не тут-то было. ќн не собиралс€ отказыватьс€ ни от «прислуги», ни от «совершенной женщины». ≈го все вполне устраивало. –оден никак не мог вз€ть в толк, почему он должен принадлежать только одной, ведь они такие разные, что и речи не может быть о каком-либо соперничестве. Ќо дл€  амиллы быть «совершенной женщиной» означало стать законной супругой ќгюста. ћысль о том, что она должна на равных делить его с другой, приводила ее в неистовство.  амилла понимала, что жалость к –озе может оказатьс€ дл€ ее возлюбленного сильней любви. –оден категорически отказалс€ расстатьс€ со своей любовью. ќн удалил –озу в новый дом в деревне, поехал с  лодель на отдых, который она восприн€ла, как медовый мес€ц. Ќо так ничего и не изменил в положении обеих.

¬ творческой и любовной лихорадке проходили годы. ¬начале  амилла жила в доме родителей, а в 1888 году, презрев все условности, перебралась в новую мастерскую –одена на бульваре »тали, в обветшалый роскошный особн€к, окруженный запущенным садом, который некогда был любовным приютом ∆орж —анд и јльфреда ћюссе. »х отношени€ учител€ и ученицы давно переросли в творческий симбиоз. Ћюбовный роман стимулировал сли€ние в искусстве.  амилла стала незаменимой помощницей великого скульптора, с ее мнением он считалс€ в первую очередь, да и сама она плодотворно трудилась, создава€ прекрасные произведени€. «а это врем€  лодель выработала и отшлифовала свой стиль, который был очень близок к роденовскому, но отличалс€ м€гкостью и из€ществом. “ак, портретный бюст «ѕоль  лодель в 16 лет» до сих пор представлен в музе€х мира (в копи€х) как один из лучших образцов скульптуры XIX века.

Ќо если своими произведени€ми  лодель сделала лишь один шаг к известности и признанию, то у –одена на этот период приходитс€ взлет попул€рности. ѕомога€ ему в работе,  амилла с каждым годом все четче осознавала, что она так и может остатьс€ в тени великого скульптора.  огда в 1888 году  лодель выставила свое первое большое произведение ««абвение», критики увидели в нем отголоски роденовского «ѕоцелу€», дл€ которого она служила моделью. ¬о всех ее скульптурах видели заимствование и копирование. «—вои произведени€ € извлекаю из себ€ самой, скорее страда€ избытком, нежели нехваткой идей», — пыталась отсто€ть  лодель свою самобытность. ¬ насто€щее врем€ искусствоведы утверждают, что многие из ранних работ  амиллы — «ƒевушка со снопом», «Ётюд мужской головы», «ћол€ща€с€» — стали основой или частью роденовских скульптур «√алате€», «—купость и роскошь», « рик» и с уверенностью могут указать в произведени€х мастера участки тела (руки, ноги), вылепленные ею.  лодель овладела всеми премудрост€ми лепки и стала скульптором самого высокого класса, как форматор не знала себе равных, а мрамор тесала с такой точностью, какой не достиг и сам –оден. Ќо критики того времени предпочитали этого не замечать.

”€звленное творческое самолюбие и безуспешные попытки разорвать любовный треугольник часто доводили  лодель до истерик и состо€ни€ депрессии.  амилла не раз порывалась уйти, но, услышав слова ќгюста: «я не могу без теб€, дорога€», — оставалась, чтобы вновь жить несбыточными надеждами и леле€ть свою боль. Ќа совместной выставке –одена (36 скульптур) и  лода ћоне (70 картин) была представлена всего одна работа  лодель — «Ѕюст –одена». ќбида иссушала женщину, она жаждала славы и признани€. ќгюст не замечал мучений  амиллы, в ее присутствии он посто€нно испытывал такую полноту чувств, что задумыватьс€ о мучающих любимую проблемах ему было недосуг. –азве он не запечатлел их любовь и ее образ в веках? ќдин вид скульптурной группы «ѕоцелуй» доставл€л ей самой физическое наслаждение. ‘игуры сплетенных в объ€ти€х любовников были совершенны. ƒаже себ€ ќгюст изобразил не «рыжим гномом», а прекрасным юношей, каким чувствовал себ€ р€дом с возлюбленной.

ƒни счасть€ и надежд смен€лись безудержным гневом и упадническим настроением. ќсобенно стало невозможно продолжать эти отношени€, после того как в период 1890—1892 годов (по данным биографов)  амилле пришлось прервать беременность, что оставило в ее душе очередную незаживающую рану. –оден и с ќгюстом-младшим никогда не ладил, и очередной незаконнорожденный ребенок был ему совершенно не нужен. —кульптуры  лодель «¬ыздоровление», «ѕрощание», «ƒевочка из »ллет» стали отголосками этого горького дл€ женщины событи€.

 амилла уже давно пон€ла, что обречена не только их любовь, но и развитие ее творчества. „ерез 15 лет «совместной» жизни она решилась на разрыв. ћожно лишь удивл€тьс€, как надолго хватило ее терпени€.  амилла чувствовала себ€ раздавленной и несчастной. ≈й было больно уходить. ќна сроднилась с мастерской –одена — этой обителью любви и творческих исканий, и ощущала, что режет себ€ по живому. Ќо чаша терпени€ переполнилась, и теперь р€дом с ќгюстом  лодель тер€ла себ€ и больше не знала душевного поко€. √рех гордыни не позволил ей смиритьс€ и полностью отдатьс€ чувству, жить ради любимого человека. ќна так долго мечтала стать женой знаменитого скульптора, но не дл€ того, чтобы гретьс€ в лучах его славы, а самой заслуженно вознестись к вершинам, стать равной с ним.

ќни были словно созданы Ѕогом друг дл€ друга: талантливые, трудолюбивые, полные идей, дерзкие в своем творчестве. Ќо хрупкое равновесие духовных и любовных отношений посто€нно подтачивалось обоюдной рассудочностью.  аждый искал свою выгоду. –оден не желал тер€ть ни домашнюю терпеливую –озу, которой в прошлом был многим об€зан, ни прекрасную возлюбленную.  амилла уже не была ослеплена любовью, и, отдава€, хотела щедро получать. ќна позабыла свои слова: «я не хочу разбивать твою жизнь, € хочу лишь вдохновл€ть теб€». “еперь она с горечью осознала, что, увлеченна€ страстью, обманывала себ€. ≈й была нужна определенность.  то она? Ќе жена, не любовница, не содержанка и даже не скульптор. “олько тень гениального –одена, которому она в конце концов со злобой бросила в лицо: «я пожертвовала своей карьерой ради твоей».

Ёто было жестоко и не совсем справедливо. ќгюст помогал  амилле во всем: мастерска€, материалы, нужные знакомства. Ќе будь она так запальчива в своих амбици€х, –оден дал бы ей все шансы на успех. Ќо важнее всего, даже любви, в его жизни было творчество. — беспощадной €сностью ќгюст подвел итоги их романа: он никогда ничего не обещал  амилле, она себ€ обманывала, а тем более хотела соперничать с его работой, и это насто€щее предательство. Ћучшими чертами женского характера он считал послушание и безоговорочное служение ему. ≈сли он и использовал свою ученицу, то и она не была св€той в этом отношении.

—лухи об их разрыве всколыхнули весь ѕариж. –оден был настолько оглушен, что сердечна€ рана не зажила до конца его жизни. ќн не понимал случившегос€, но, с детства привыкнув преодолевать трудности, продолжал работать. ”спех его персонального павильона на ¬семирной выставке в ѕариже в 1900 года был огромен, скульптор был награжден трем€ орденами ѕочетного легиона. ƒеньги теперь текли к нему рекой, и от заказчиков не было отбо€.

ј вот психика  амиллы не выдержала — нервный срыв следовал один за другим. –азрыв оказалс€ губительным дл€ нее, стал крушением всех надежд. ѕотер€в любовь и св€зь со своей духовной половиной, женщина оказалась беспомощной и одинокой в поистине мужском искусстве, требующем не только таланта, но и огромных денежных средств, которых у нее не было. ѕервые два года  лодель продолжала видетьс€ с –оденом, а он наде€лс€ на чудо, что она вернетс€. Ќо с 1895 года  амилла отказалась от какого-либо общени€ с ним. »звестно о ее непродолжительной св€зи с  лодом ƒебюсси, в то врем€ еще никем не признанным композитором. Ќекоторые биографы считают, что разрыв с –оденом был св€зан именно с этим романом. Ќо дл€  лодель это оказалось мимолетным увлечением, которое потр€сло ƒебюсси, не затронув сердца  амиллы, поглощенной сведением счетов с ќгюстом. —вое «ѕрощальное письмо незнакомке» ƒебюсси посв€тил  лодель.

ѕриход€ в себ€,  лодель создала немало превосходных работ, воплотив в мраморе задуманные еще при –одене «¬альс» и « лито». ѕредставленные в —алоне 1893 года, они были признаны насто€щими шедеврами. Ќехватка средств вынудила ее обратитьс€ к малой пластике. «Ѕолтушки», «√лубока€ задумчивость» (или « амни»), «ѕоющий слепой старик» стали новым словом в искусстве скульптуры. ѕортретные бюсты Ћ. Ћермитта и его сына, графа ћегре, «ѕоль  лодель в 43 года», п€ть заказных работ на античные сюжеты свидетельствовали, что  лодель сумела выработать собственную классическую манеру, отличную от роденовской. –оден организовал дл€ нее выставку, но, узнав о его попытках помочь ей, она отказалась.

¬се годы ќгюст пыталс€ анонимно помогать  амилле, хот€ особой щедростью никогда не отличалс€, договаривалс€ об организации выставок, стать€х о ее творчестве. –оден безоговорочно признавал гениальность  лодель. ќн продолжал беспокоитьс€ о ней и в письме к писателю ќктаву ћирбо с болью говорил: «„то до мадемуазель  лодель, чей талант достоин ћарсова пол€... ¬се как будто считают, что она мо€ протеже, когда это непризнанный талант... € уверен, в конце концов ее ждет успех, но бедна€ художница будет несчастна, еще несчастнее потом, узнав жизнь, сожале€ и плача, осознав, может быть, слишком поздно, что она стала жертвой собственной гордыни; она художник, честно работающий, но, может быть, ей придетс€ пожалеть о силах, растраченных на эту борьбу и запоздалую славу, раз за них приходитс€ расплачиватьс€ болезнью».

 лодель не давала поко€ слава –одена, но свою удачу и успех она отпугивала сама.  амилла всегда была довольно замкнутым человеком, а теперь и вовсе стала избегать общества и вскоре превратилась в абсолютную затворницу. «аказчики покинули ее. ѕереписка  лодель этих лет полна просьб о помощи. » только от –одена она ничего не принимала, обвин€€ его во всех своих бедах. Ёто стало ее нав€зчивой идеей, толкающей разум в темную пропасть. ¬о всех остальных вопросах она оставалась абсолютно адекватной. ѕонимала, что из-за суровой нищеты стала выгл€деть совсем непригл€дно. Ќатурщик јнри јслен рассказывал: «ќднажды утром, когда € пришел позировать, дверь мне открыли лишь после долгих переговоров: наконец передо мной предстала  амилла, мрачна€, растрепанна€, дрожаща€ от страха и вооруженна€ палкой от метлы, утыканной гвозд€ми. ќна сказала мне: "—егодн€ ночью двое мужчин пытались взломать ставни. я их узнала: это италь€нские натурщики –одена. ќн приказал им мен€ убить. я ему мешаю: он хочет избавитьс€ от мен€"».

¬се чаще  лодель влезала в долги и преследовалась кредиторами вплоть до суда. ќтец и брат втайне от двух Ћуиз (матери и младшей сестры) помогали ей деньгами. ƒа и сама она зарабатывала, создава€ прекрасные предметы прикладного искусства в стиле модерн (пепельницы, лампы). Ќа жизнь этих средств хватило бы с лихвой, но на дорогосто€щую скульптуру — никак.

— 1905 года затворничество  амиллы приобрело маниакальный характер. ¬ каждом посетителе она видела роденовского шпиона и вора ее идей.  лодель никак не могла смиритьс€ с тем, что духовна€ и творческа€ общность принесла славу только ќгюсту, в то врем€ как она оказалась в нищете. Ёто было непосильным испытанием дл€ гордой и одинокой души. –ассудок  лодель не выдержал. ќна очень нуждалась в дружественном родственном участии и бо€лась его прин€ть, вид€ во всем происки –одена, наживающего на ее иде€х миллионы. —воим внешним видом и поведением она отталкивала от себ€ не только заказчиков, но и друзей.

ѕосле очередного приступа депрессии ее разум был полностью разрушен, как и ее лична€ и творческа€ жизнь.  лодель стала каждое лето уничтожать все созданные за год работы, превратив маленькую мастерскую в мусорную свалку. ≈динственный человек, от которого она могла бы прин€ть помощь, — ее брат, но он был далеко: ѕоль с 1895 по 1909 год посто€нно находилс€ за границей. ¬ернувшись, он был потр€сен состо€нием сестры: «Ѕезумна€  амилла... огромна€, чумаза€, без умолку говор€ща€ монотонным металлическим голосом». —оседи непрестанно жаловались на нее, а она, ничего не замеча€, заживо сжигала себ€, разорвав все дружеские св€зи, отгородившись от мира и творчества. ¬ редкие минуты просветлени€ она создала два варианта ««релого возраста» (1895, 1898 гг.) и «Ќеобиду» (1908 г.), принадлежащие к числу самых выразительных композиций, а затем все, что ни выходило из-под ее пальцев, было ею же уничтожено.

¬ марте 1913 года, через неделю после смерти отца, мать, никогда не понимавша€ свою дочь-бунтарку, и брат, в котором она зажгла искру веры в его высокое предназначение, были вынуждены прин€ть трагическое дл€  амиллы решение и подвергнуть ее принудительной госпитализации.

–оден же воспользовалс€ своей огромной славой и решил поселитьс€ в ќтеле Ѕирона — загородном дворце в сердце ѕарижа и превратил его в мастерскую и музей дл€ своих работ, коллекций скульптур и предметов декоративно-прикладного искусства. „тобы сохранить за собой ќтель, он завещал ‘ранции все, что создал и собрал: 56 мраморных, 56 бронзовых, 193 гипсовых, 100 терракотовых скульптур, более 2000 рисунков и сотни античных статуй. “олько эти предметы искусства были оценены в шесть миллионов франков.

Ќо спокойно работать в последние годы ќгюсту помешало резко ухудшившеес€ здоровье: ревматизм и сильные головокружени€. ј во врем€ войны в 1914 году, когда немцы подошли к его загородному дому в ћедоне, правительство приказало скульптору переехать вначале в ѕариж, а затем в Ћондон — –одена считали национальным досто€нием ‘ранции. ѕри первой же возможности он вернулс€, чтобы завершить скульптурный портрет Ѕенедикта XV, бюст  амиллы  лодель и статую ’риста, но сил дл€ работы уже не было. ѕеренапр€жение привело к инсульту, права€ рука больше не подчин€лась ему. ¬ €нваре 1917 года, когда ќгю-сту-младшему исполнилось 50 лет, –оден сочеталс€ браком с –озой Ѕере. ∆ена умерла через две недели. » сам он медленно угасал. 17 но€бр€ 1917 года –оден тихо скончалс€. —огласно его завещанию, он был похоронен в усадьбе ћедон р€дом с женой. Ќад их могилами была установлена одна из лучших его скульптур — «ћыслитель».

 лодель же тридцать долгих лет провела в приюте дл€ душевнобольных ћондеверг близ јвиньона. ќна взывала к родным о помощи все эти годы, полностью осознава€ окружающую обстановку. Ќо это было так, пока она не вспоминала о –одене.  амилла бо€лась, что он подошлет к ней людей и отравит, и поэтому сама варила себе картошку и €йца. ќна отказалась перейти в палаты с более м€гким режимом, потому что туда был разрешен свободный доступ посетителей. ≈й приносили глину, но та засыхала бесформенными глыбами. —трах, что ее работы будут украдены и послужат дл€ обогащени€ «прокл€того художника» — «мерзавца –одена», так и не оставил ее.

¬ этих страшных услови€х  амилла пережила мать, сестру и –одена. ќна не знала, что, умира€, в бреду он звал ее. ¬ своем печальном приюте  лодель скончалась 19 окт€бр€ 1943 года. ћогила ее не сохранилась. ј все ее чудом сохранившиес€ работы были размещены в отдельном зале музе€ –одена. “ак они воссоединились в бессмертии.

XIX век
„итайте в рубрике «XIX век»:
/ ќгюст –оден и  амилла  лодель
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам