орни культуры «апада

 орни культуры «апада  орни культуры «апада

»сследование корней сексуальной культуры «апада — довольно увлекательное интеллектуальное зан€тие, св€занное с приключени€ми, это как бы путешествие в различные эпохи, раздвигающее временные рамки. ќказываетс€, что многие наши установки относительно секса, пола, эротической морали имеют древнее происхождение. „аще всего они св€заны с античным миром, христианством, однако истоки этих представлений возникли значительно раньше — на Ѕлижнем ¬остоке, в месопотамской, шумерской, египетской культурах. “ому есть множество примеров. ¬ частности, пон€тие «тобиасовы ночи» (запрет на интимные отношени€ непосредственно после заключени€ брака) пришло в ≈вропу из ѕерсии благодар€ переселению евреев.

ѕроникновение в сознание жителей «апада манихеиского вли€ни€ осуществл€лось через манихейские секты начина€ с III века н. э. ¬ них отразились взгл€ды зороастризма, который рекомендовал воздержание и проповедовал ригоризм. —ейчас уже трудно сказать, кака€ из культур прошлого — античный мир, раннее христианство, более поздний период развити€ истории ≈вропы, национальна€ культура, современные быстромен€ющиес€ взгл€ды и обычаи и т. д.— оказала большее вли€ние на формирование духовного мира современного европейца. ¬ли€ни€ различных культур сказывались не только в далеком прошлом, но и позже, в течение всего исторического развити€ ≈вропы.  онечно, это вли€ние коснулось и установок относительно секса. ¬ последующих рассуждени€х мы попытаемс€ обнаружить корни культур «апада в сфере сексуальной жизни, чувственном воображении, в самом, если можно так сказать, сексуальном образе мыслей.

ƒоисторическа€ ≈вропа

јнализ наскальных росписей показывает, что уже 30 тыс. лет назад секс €вл€лс€ объектом творчества. Ќа рисунках изображаетс€ человек с €рко выраженными признаками пола и сексуальной физиологии: половой орган в состо€нии эрекции, увеличенные €годицы, груди, сексуальные контакты. ∆енщины часто нарисованы наклоненными вперед, что позвол€ет предположить, что така€ позици€ была широко распространена, в этом сказывалось подражание миру природы.

—ексуальные сцены в этих роспис€х изображаютс€ нар€ду с обр€довыми сценами, сценами жертвоприношени€. ћожно предположить, что секс уже тогда выражал нечто большее, чем прокреацию, удовольствие. ќн был тесно св€зан с культом, с анимистическими веровани€ми, магией. —ексуальные отношени€, происходившие в определенном месте и в определенное врем€, должны были к тому же усмир€ть враждебные силы, способствовать плодородию земли, природы. ¬се отношени€, противоречащие культу, рассматривались как его осквернение.

Ўумеро-месопотамска€ культура

—ведение о сексуальных обыча€х народов, насел€вших тыс€челети€ тому назад долины “игра и ≈вфрата, дают многочисленные правовые кодексы, показывающие развитие правовой стороны этих обычаев. ∆енщины рассматривались как собственность, вещь, поэтому неверность трактовалась не как нарушение нравственности, а как пос€гательство на собственность. —ексуальные отношени€ со свободной женщиной оценивались совсем иначе: ни с той, ни с другой стороны не соблюдались никакие об€зательства. Ѕраки заключались в первую очередь исход€ из экономических соображений и в цел€х продолжени€ рода. Ўироко практиковалась проституци€.  одексы не запрещали гомосексуальные отношени€, правда, позднее гомосексуализм рассматривалс€ уже как действие, порочащее человека.  ровосмешение, как и зоофили€, запрещалось. Ёта культура выражала примат мужчины, а мужской половой орган трактовалс€ как основа оплодотворени€. —екс был ограничен определенными правовыми и культовыми предписани€ми. Ќапример, было известно пон€тие ритуальной нечистоты.

Ќельз€ сказать, что эта культура скептически относилась к сексу и полу. ќдобр€лс€ широкий диапазон сексуальных контактов. ¬ ассирийский период по€вилась более жестка€ оценка отклонений в сфере сексуального поведени€. ѕримат мужчин, их зан€тий, их положени€ выражалс€, в частности, в дружбе между мужчинами, котора€ поощр€лась, в то врем€ как дружба между женщинами оценивалась негативно. ∆ена была собственностью мужа. —екс помимо прокреативного значени€ был источником сексуального наслаждени€ дл€ мужчин. ѕроституции придавалось сакральное значение, она выражала вид служени€ божествам. Ќо к ней прибегали и в утилитарных цел€х — она давала возможность накопить приданое.

—акральна€ проституци€. —ведени€, касающиес€ проституции, практикуемой в храмах, относ€тс€ к тыс€челети€м до нашей эры, а ее расцвет приходитс€ на период третьего тыс€челети€ до н. э. ќна была различна по формам: гетеросексуальна€, бисексуальна€, гомосексуальна€, оральна€,

зоофильна€ и т. д. Ёта древнейша€ традици€ культуры шумеров наибольшее распространение получила в городе ”рук, в котором был храм бога јну. ѕроститутки служили культу богини »штар. ќни жили в особом доме, называемом «гагум», и делились на три группы. »х дети отдавались на воспитание в другие семьи.

 роме профессиональных проституток подобным образом богине »штар служили другие женщины. —уществовали даже рекомендации, чтобы кажда€ женщина по крайней мере раз в жизни принадлежала в храме чужому мужчине. Ёта рекомендаци€ возникла уже в более позднее врем€. Ётот обычай подтверждаетс€ описани€ми √еродота. —трабон также писал о женщинах, сид€щих в саду храма »штар с венком на голове и ждущих, пока кто-либо из мужчин, посещающих храм, не выберет одну из них. ≈сли сексуальный контакт имел место, то после этого они спокойно, с чувством выполненного долга возвращались домой. —ведени€ на эту тему мы находим также и в ¬етхом завете.

ƒошедшие до нас источники говор€т, что эта проституци€ имела религиозное значение. ¬ ней выражалось служение богине, мистическое с ней соединение. ƒл€ девственниц этот вид проституции рассматривалс€ как благо дл€ их будущего брака. ¬ храмах бога ћардука сто€ли ложа с богатой постелью, женщина проводила в них ночь, ожида€ божественных объ€тий. ≈стественно, что бога в таких случа€х замещало реальное лицо. —акральна€ проституци€ встречалась в —ирии, ‘иникии (культ богини Ѕельти). »стоки римской проституции следует искать в различных формах верований, а культ ѕриапа, характерный дл€ –има, имел восточное происхождение. Ћишь позднее проституци€ в –име обрела светский характер.

¬ VI в. до н. э. вторжение персов и культуры, которую они несли с собой, повли€ло на установки относительно секса народов, живших в долине “игра и ≈вфрата, позднее частично и в долине Ќила.  ультура этих народов опиралась на зороастризм, в котором существовали добрые и злые божества, ведущие между собой борьбу. «аратустра, проповеду€ дуализм относительно секса, рекомендовал воздержание, контроль над вожделением. —екс трактовалс€ как источник деторождени€, другие его значени€ (наслаждение) сурово осуждались. ѕон€тие вожделени€ св€зывалось с ѕервой Ѕлудницей— …ех, котора€ смешала семена добра и зла. «ороастризм изменил относительно терпимое отношение вавилонско-месопотамской культуры на более суровое. —ношение, не служащее прокреации, трактовалось как грех. √омосексуальный контакт считалс€ большим преступлением, чем убийство.

 ультура ѕерсии (дуализм, пон€тие борьбы добра и зла, концепци€ искуплени€, сексуальный ригоризм) через еврейскую и греческую культуры оказала большое вли€ние на формирование сексуальных представлений западной культуры.

 ультура ≈гипта

∆ители ƒревнего ≈гипта про€вл€ли относительно секса большую терпимость. ¬ их мифологии сожительство богов — источник жизни и существовани€ мира (мифы о сотворении мира). √лавную роль играл мужчина. ¬ сексуальных отношени€х его мнение было решающим. —упружеские св€зи €вл€лись моногамными, но фараоны, аристократы имели много жен. ∆енатый мужчина помимо жен мог иметь других партнерш. Ќеверность же замужней женщин была основанием дл€ развода, она сурово наказывалась, вплоть до смертной казни. ћужчина легко получал развод, однако он был об€зан выплатить жене определенную сумму денег. ∆енщины таких прав не имели. Ѕраки заключались в юном возрасте: женщины — в 12—14 лет, а мужчины — в 15—17. —ексуальна€ инициаци€ у мужчин происходила тогда, когда они чувствовали потребность сексуального сожительства. „асто первоц, партнершей была невольница. ѕопул€рной позицией сексуального контакта была так называема€ обратна€ позици€ (женщина лежит на мужчине). »звестны случаи обрезани€ мальчиков, а также девочек (клитори-дектоми€).

ƒл€ ≈гипта характерны кровосмесительные св€зи, в частности среди фараонов и аристократии. Ётот обычай имел религиозную основу, ибо »зида вышла замуж за своего брата ќзириса.  ровосмешение помимо сакрального имело и династическое значение. »звестно, что среди других народов такие обычаи сурово осуждались и карались.

ћужской примат этой культуры про€вл€лс€ также в почитании мужского полового органа. —уществовала вера, что только от него зависит плодовитость женщины. —троение женского тела не вызывало большого интереса. ¬ то же врем€ понималась важность сексуальной жизни дл€ психического состо€ни€ женщины, считалось, что у женщины наступает истери€, если ее матка после созревани€ осталась неприкосновенной. »звестна была мастурбаци€ (об этом говор€т надписи на пирамидах VI и IV династий).

»з различных письменных источников и наскальных рисунков мы узнаем, что в ≈гипте были известны анальные контакты.  роме того, анальное отверстие использовалось, например, в медицине дл€ применени€ многих лекарств (масло, молоко, пиво, свечи). ¬озможно, лекарства облегчали анальные контакты, которые имели место как в гомо-, так и в гетеросексуальной практике. √омосексуализм был известен, но в данной культуре он представл€лс€ чем-то отвратительным. јнальные контакты в гомосексуальных отношени€х имели также образное значение — они выражали подчиненность. »звестно, что рабам, военнопленным часто отрезали пенис, что означало утрату статуса, мужской позиции. ѕоэтому анальный контакт мог расцениватьс€ как унижение мужчины.

¬ ≈гипте были известны случаи содомии, трансвестицизма, что нашло отражение в мифологии. “ерпимость относительно различных форм сексуального поведени€ объ€сн€ли тем, что люди, использующие эти формы, не нанос€т вред другим, что лицо, их практикующее, имеет детей и справл€етс€ со своими об€занност€ми. ¬ многочисленных надгробных рисунках мы находим различные виды сексуальных отношений: типичные контакты, орализм, анализм, зоофили€. »з них мы черпаем сведени€ о распространенности проституции, св€занной с культом плодороди€, и сакральной проституции (культ »зиды). ¬ ≈гипте большое значение придавалось девственности и ритуальной дефлорации, котора€, с одной стороны, рассматривалась как жертва, приносима€ богам, с другой — как желание избежать кровотечени€ при естественной дефлорации.

≈врейска€ культура

ќб установках относительно секса в еврейской культуре чаще всего суд€т по содержанию ¬етхого завета. ќднако это значительно упрощает вопрос. »стори€ этой культуры, где тесно перемежались эпохи расцвета и поражений, котора€ подвергалась гонени€м, преследовани€м и т. д., показывает, что в ней не могли формироватьс€ единые установки относительно секса, что они мен€лись в различные исторические периоды. ¬ рамках этой культуры можно выделить следующие этапы в развитии установок относительно пола и секса:

  • ранний иудаизм;
  • период после возвращени€ из вавилонского изгнани€;
  • период диаспоры, после уничтожени€ св€тыни римл€нами;
  • современный период.

 аждый из этих этапов имеет свою специфику, хот€ им свойственны и общие черты: теоцентризм, контроль над сексуальной жизнью, мужска€ доминаци€.

¬ раннем иудаизме (до 600 г. до н. э.) существовал довольно простой кодекс сексуальных норм, поскольку еврейска€ культура этого периода была типично патриархальной. ¬ обыча€х существовало много элементов, заимствованных из соседних культур (полигами€, сакральна€ проституци€, наложницы, трактовка секса как наслаждени€). ѕостепенно развивалось аскетическое и ригористическое течение, которое усилилось после возвращени€ евреев из вавилонского изгнани€. ¬ этом втором периоде сексуальному акту приписывалось в основном прокреативное значение. ћастурбаци€, девиаци€, проституци€, супружеска€ неверность, полигами€ были запрещены и сурово наказывались. ћногие элементы еврейской культуры этого периода впоследствии были восприн€ты христианством.

 аждый этап развити€ этой культуры был ориентирован на мужчину.

÷елью брака была семь€. Ѕездетность осуждалась, безбрачие трактовалось как патологи€, супружеска€ неверность каралась смертью. Ќормы, регулирующие взаимоотношение полов, опирались на религиозные предписани€, зосход€щие к богу. Ѕраки заключались в раннем возрасте. —ексуальное сожительство регулировалось определенными правилами. ќно разрешалось з рамках брачного союза, девственность невесты ценилась высоко. «акон не запрещал сексуальных контактов между свободными от уз брака лицами, не регулировал принципов аре аманди, позиций. ќднако он включал ритуальные предписани€, например после менструации женщина была нечистой в течение 7 дней. ’от€ главной целью сексуальной близости считалась прокреаци€, но признавалось и другое ее значение. Ќапример, мужчина должен быть в сексуальном контакте с женой даже тогда, когда это не служит деторождению. ѕрерывание сексуального акта было запрещено. ¬ случае поллюции мужчина становилс€ ритуально нечистым, и обрести чистоту он мог только после короткого периода сексуального воздержани€. —ем€ трактовалось как основа оплодотворени€.

„то касаетс€ женщин, то по отношению к ним про€вл€лась определенна€ двойственность. ¬ библейских книгах представлены как добродетельные, идеализированные женщины, так и женщины, наделенные крайне отрицательными чертами, живущие страст€ми. ќпасени€ относительно женского сексуализма заставили издать закон, запрещающий вдовам приобретать невольников.

≈вреи, как и другие народы —реднего ¬остока, ценили фаллос как символ плодороди€, но культа фаллоса у них не существовало. ‘аллос использовалс€ в качестве военного трофе€. ќн тщательно оберегалс€, и женщинам было запрещено повреждать генитальные области у мужчин. Ќам неизвестно, когда были запрещены гомосексуальные контакты, скорее всего это следует св€зывать с трактовкой семени как источника плодороди€. ќтрицательное отношение к гомосексуализму возрастает в период вли€ни€ греческой культуры. ≈вреи всегда стремились прибегать к правовым предписани€м, когда усиливалось вли€ние культуры, угрожающей их религии.

≈врейска€ культура ценила секс в рамках брака, который служил не только прокреации, но и удовлетворению сексуальных потребностей, чувственности. ¬ талмудистский период вопросам секса удел€лось большое внимание. –аввины отвергали установку, что тело €вл€етс€ воплощением зла, они призывали супругов не отказывать себе в сексуальных наслаждени€х, хот€ подчиненное положение женщины и настороженное отношение к ней сохран€лись в культуре еврейской диаспоры. Ќапример, “алмуд так трактует насилие над ней: поскольку первоначальное возмущение этим насилием можно обратить в согласие, то нельз€ говорить о насилии над женщиной. Ќе€сна и истори€ библейского —одома. “ак, например, в перечислении зол, от€гощающих его жителей, не указываетс€ сфера секса, не говоритс€ о ней и в комментари€х до 200 г. н. э. “олько позже жител€м —одома стали приписывать гомосексуализм и другие сексуальные извращени€.

¬ разных сло€х еврейской культуры существует много текстов, воспевающих любовь, к ним относитс€ знаменита€ «ѕеснь песней», €вл€юща€с€, веро€тно, собранием свадебных песен. ¬ свое врем€ ее сакральный характер вызывал у многих сомнени€, пока раввин Ѕен јкиба не включил «ѕеснь песней» в св€щенные книги.

≈вреи, несмотр€ на их расселенность по всему миру, сохранили в своей культуре многие традиции и установки в вопросах пола и секса. ¬ то же врем€ сексологические исследовани€, проведенные в —Ўј, показывают, что существуют большие различи€ в понимании этих вопросов между евре€ми-католиками и евре€ми-протестантами. Ќекоторые направлени€ психоанализа, психотерапии (например, учение ‘рейда) испытали вли€ние трактовки секса, котора€ давалась в еврейской культуре (патриархальные традиции, мужска€ доминаци€, двойственное отношение к женщине и т. д.).

ќригинальные традиции еврейской культуры, впитывавшие в себ€ многие предани€ Ѕлижнего ¬остока, повли€ли на установки христианства относительно секса, а библейские персонажи служили своего рода примером сексуального поведени€, отношений между полами (≈ва и јдам, ќнан, —амсон и ƒалила, ƒавид и Ѕатшеба).

√реческа€ культура

Ќельз€ пон€ть сексуальных обычаев «апада, не зна€ греческой культуры, вли€ние которой значительно глубже, чем вли€ние других культур. ¬плоть до XX в. греческа€ мысль, представлени€ греков о феномене пола и секса господствовали в умонастроении «апада. —уществует богата€ литература, исследующа€ сексуальную жизнь древних греков, дошедшие до нас произведени€ искусств €вл€ютс€ символом аполлоновского типа культуры, отражают светлое начало. ќднако знакомство среднего европейца с греческой культурой приводит к тому, что он склонен трактовать ее как однородную и неизменную, хот€ она претерпела заметные изменени€ в ходе своей истории. »ногда эта культура отождествл€етс€ с сексуальным раем, ее установки относительно секса рассматриваютс€ как совершенные. ≈й приписываютс€ одни лишь преимущества, забываютс€ ее теневые стороны.

√реческа€ культура была патриархальной, ориентированной на мужчину. ∆енщина, как бы по-разному ни трактовалась, всегда была подчинена мужчине. ќтношение к ней не было однозначным, в литературе она чаще очерн€лась. Ёта культура в отношении секса про€вл€ла позитивную ориентацию и выдел€ла много форм сексуального поведени€. Ќапример, мастурбаци€ трактовалась как форма, замещающа€ сексуальный контакт. »звестны были различные предметы, служащие самовозбуждению. Ѕольшое внимание удел€лось красоте тела и духа, главной целью воспитани€ была гармони€, полнота личности, калокагати€, т.е. умение быть красивым и добрым. Ќаготой восхищались уже с момента развити€ спортивных игр. ‘аллос трактовалс€ не как постыдна€ часть тела, а как символ плодороди€, отражени€ враждебных сил, поэтому его изображали на домах, в публичных местах, на предметах повседневного обихода. ¬ыдел€лись различные нормы сексуального поведени€.

√реческа€ мифологи€ представл€ет богатый спектр форм сексуальной жизни, в том числе и девиации. Ќа установки относительно пола, на понимание смысла секса повли€ли философские системы ѕлатона и јристотел€, а позже стоицизм и гедонизм. ¬ платонизме речь идет о духовном развитии Ёроса — от восхищени€ телесной красотой человека через любовь к люд€м, возвышение духовной красоты над телесной вплоть до созерцани€ божественной красоты. ∆енщина и мужчина €вл€ютс€ двум€ част€ми первичной целостности (миф об андрогинии), отсюда их взаимный интерес и потребность соединитьс€. Ёто соединение позволит им проникнуть в сферу духа. јристотель, ссыла€сь на природу, стремилс€ доказать, что самец доминирует, что он более важен, чем самка. ћужчина и женщина относ€тс€ друг к другу, как —олнце и «емл€, энерги€ и матери€, стол€р и дерево. —ем€ мужчины формирует и создает жизнь, а женщина испускает субстанцию, котора€ в своей части €вл€етс€ семенем. ќна стоит ниже мужчины, ибо €вл€етс€ более холодной. ¬згл€ды ѕлатона и јристотел€ вли€ли на европейскую мысль в течение многих веков вплоть до современности.  онцепцию ѕлатона относительно сакрум и профанум («сакрум»—духовна€ гармони€, интеллектуальна€ привлекательность, а «профанум» — физическа€ любовь) мы можем обнаружить во многих новейших философских трудах, посв€щенных вопросам пола.

¬ греческом искусстве в архаический и классический период не выдел€лс€ пол. ѕривлекательность и красота тела, согласно представлени€м греков, завис€т от оптимальных пропорций, от движени€. ѕозже женским идеалом, выраженным в критской культуре, становитс€ египетска€ танцовщица (нежна€, воздушна€, сексуально привлекательна€). ¬ период эллинизма сказываетс€ вли€ние ¬остока, отсюда мотив гермафродита. »деалом мужской красоты €вл€лс€ спортсмен, позже им стал мальчик, юноша. ¬ искусстве преобладало изображение мужского тела, оно рассматривалось как синоним красоты пола. ѕараллельно развивалось сексуальное искусство, в котором натуралистически представл€лись разнообразные формы сексуальных отношений (орализм, анализм, различные позиции, групповой секс, девиации).

¬ древнегреческой литературе весьма распространены сексуальные мотивы. ћы находим их в поэмах √омера, в лирике ,—афо, в аттической комедии, в многочисленных эротических романах и т. д. »звестный вклад внесла придворна€ литература эллинистического периода, когда вли€ние ћакедонии усилило положение женщины и многие писатели, поэты посв€тили свое творчество проблемам любви, секса, красоте человеческого тела. √реческа€ литература изображала секс в разных жанрах: романтическом, идиллическом, лирическом, дружеском, порнографическом и т. д.

∆енщины пользовались определенной свободой, что отражалось во многих обыча€х. √омер воспел женщин, ставших символами различных черт: ѕенелопа — верна€, Ќавсика€ — скромна€, јрета — образцова€ хоз€йка, советчица мужу, ≈лена—чувственна€, таинственна€. Ѕогатые свадебные церемонии заканчивались тем, что муж переносил в свой дом жену, далее следовала инициаци€ сожительства. ѕлутарх так описывает обр€д брачной ночи: знатна€ женщина бреет невесте голову, одевает ее в мужскую одежду, укладывает в темноте в постель, муж разв€зывает жене по€с и переносит ее в другую постель, после соити€ тихо уходит и идет спать к друзь€м. ќн поступает так, чтобы избежать гнева ревнивого божества, охран€ющего девственность.

¬ литературе было прин€то восторженное отношение к полу и сексу, которые приписывались богам. Ћюбовь богов св€зывалась с плодородием, красотой, наслаждением. ¬ мифологии отражались также и сексуальные страхи, подсознательные желани€ (Ёдип, Ёлектра, Ќарцисс,  ронос). ѕоцелуй рассматривалс€ как сексуальный жест. ‘еллацио практиковалось как про€вление ласки. Ѕыли известны различные позиции сексуального контакта. Ќагота приветствовалась в арс аманди, но удал€лс€ волос€ной покров генитальной области и под мышками. “ело перед сексуальным контактом натиралось оливковым маслом, примен€лись благовони€. «аконы ƒракона запрещали насилие, супружеские измены, эксгибиционизм, совращение детей. «аконодательство —олона преследовало за проституцию, внебрачные половые св€зи.  ровосмешение не наказывалось законом, но трактовалось как проступок перед религией. ¬ конце V в. до н. э. война между јфинами и —партой повли€ла на положение женщины, котора€ долгое врем€ оставалась в доме одна, ожида€ возвращени€ мужа. ”же тогда распростран€лась иде€ √иппократа, что отсутствие семени в матке ведет к истерии, усталости мысли. ѕосле окончани€ войны в јфинах возросло число разводов, уклонений от брака. ѕлатон надел€л равными правами оба пола, допуска€ свободную любовь.

¬оинственность —парты, ее военизированный образ жизни давали большую независимость женщинам, которые участвовали в жизни общества. ћужчин поощр€ли к гомосексуализму, контактам с мальчиками в военных школах. –аспространенным обычаем была «передача жены взаймы» другому мужчине, чтобы дети, рожденные ею, могли стать воинами. ƒл€ этого выбирались кандидаты, обладающие привлекательными чертами. ѕроституци€ в —парте была €влением маргинальным, ибо не было проблем в нахождении сексуальных партнеров.

¬ √реции не привилась сакральна€ проституци€. »сключением был  оринф, в котором €кобы жило около 10 тыс. проституток. ∆изнь типичных, «серых» проституток была т€желой. ќни жили в многочисленных бордел€х. ÷ена услуг была очень низкой. —уществовали также элитарные проститутки— куртизанки. «олотым их веком был IV в. до н. э. ћногим из них были посв€щены литературные и другие произведени€ искусства. ќтсюда мы знаем их имена. Ќекоторые соедин€ли в себе красоту и ум, например фаворитка ѕерикла ћенандра. »звестна была и гомосексуальна€ проституци€, которую легально разрешалось практиковать взрослым мужчинам.

—о временем число мифов и недоразумений относительно границ и значени€ гомосексуализма в греческой культуре быстро увеличивалось. ќдним из таких мифов €вл€етс€ убеждение, что он был доминирующей формой сексуальной активности мужчин. ќднако греческое законодательство не было столь либеральным относительно гомосексуализма, как это может показатьс€, а сам он был терпим постольку, поскольку не представл€л угрозу семье. Ќаиболее часто встречаемой формой гомосексуальных св€зей была св€зь взрослого мужчины с мальчиком в возрасте 15—18 лет (педерасти€). √омосексуализм трактовалс€ не как патологи€, он составл€л часть природы. —огласно представлени€м ѕлатона, род людской первоначально состо€л из особей с 4 ногами и 4 руками. Ѕоги разделили их на двух людей, но женские и мужские половинки ищут друг друга всю жизнь. ѕоэтому оценки гомосексуализма и гетеросексуализма совпадали.

“рудно сказать, когда гомосексуализм в √реции приобрел массовый характер. ¬о времена √омера он еще не имел столь широкого распространени€, как во времена јристотел€. –аспространению педерастии способствовала сама система обучени€. ћальчики, получа€ образование, жили в закрытой мужской среде, главной целью воспитани€ было сформировать мужские черты. —тарший мужчина был образцом, меценатом, посв€щал в жизнь, з том числе и сексуальную. ѕосто€нное совместное проживание, тесные дружеские контакты, частые диспуты углубл€ли интимность уз и отдел€ли воспитанника от мира женщин. –одители не оказывали большого вли€ни€ на воспитание. ќтцы были зан€ты общественной де€тельностью, а матери воспитывали ребенка до 7 лет. ¬еро€тно, совместна€ жизнь в замкнутом кругу содействовала развитию гомосексуализма и среди женщин, но это €вление оставалось незамеченным.

√омосексуальные св€зи получили наибольшее распространение среди воинов, спортсменов, учащихс€. ћного преданий сохранилось относительно среды аристократов, в которой педерасти€ приобретала особый смысл. —огласно —трабону, на  рите широко практиковалось похищение подростков будущими любовниками. Ћюбовник прежде всего вводил мальчика в клуб мужчин (андреон), а затем проводил с ним 2 мес€ца в сельской местности, где врем€ протекало в одних развлечени€х, пирах, охотах. ѕосле медового мес€ца подросток причисл€лс€ к миру взрослых мужчин, получал богатые дары. ћежду старшим мужчиной и подростком устанавливались характерные отношени€: подросток старалс€ быть достойным любви, а его любовник стремилс€ чем-то блеснуть, очаровать. ѕедерасти€ трактовалась как оптимальна€, совершенна€ форма воспитани€, в ходе которого любовник был предводителем, развивал чувственность, восприимчивость к прекрасному, мужские и патриотические добродетели. √омосексуальные св€зи не всегда протекали спокойно, имеютс€ сведени€ из литературы, что они возбуждали сильные страсти, вели к преступлени€м, соперничеству, ревности.

¬ греческой культуре было известно переодевание мужчин в женские нар€ды во врем€ маскарадов, театральных спектаклей. „ем это можно объ€снить, ведь мужчина имел более высокий социальный статус, чем женщина? ¬еро€тно, переодевание должно было символизировать поиски своей половины, о которых шла речь выше. ѕрофессор —инко пишет, как идеи платонизма соедин€лись с педерастией: «—ократ воодушевленно воспевает результаты божественного безуми€, нос€щего им€ Ёрос. ¬ дискуссии с красивым мальчиком, котора€ начинаетс€ с упоминани€ о прекрасной —афо и мудром јнакреоне, он рассказывает миф о душе, котора€ вступила в тело философа, но по пути на землю потер€ла крыль€, но они начинают отрастать при виде красивого мальчика».

 ультура –има

¬ ƒревнем –име сексуальные обычаи претерпели определенную эволюцию: с течением времени первична€ суровость римской воинской культуры уступает место восточным вли€ни€м, в которых сексу отводилось значительное место. ¬ аристократической среде он приобретал даже оргиастические черты. ѕисатели и поэты –има оставались приверженцами старой морали — идеализировали традиции, а причины ослаблени€ нравственных требований объ€сн€ли греческим вли€нием. »ногда к их мнению прислушивались императоры, что приводило к изданию очередных законов, целью которых было исправление нравов и возврат к первичной суровости.

–имска€ культура оставалась патриархальной, с мужской доминацией. —огласно римскому праву, женщины были лишены самосто€тельности и находились под опекой мужчин. ¬ течение длительного периода они не имели фамилий, а только имена. —ферой их жизни и де€тельности был дом, семь€, воспитание детей. ѕо мере роста богатства воинственной империи и усилени€ власти императора стали про€вл€тьс€ сексуальные эксцессы и оргии в высших социальных сло€х. Ўирокое распространение массовых зрелищ, боев гладиаторов, св€занных с показом жестокости, опосредованно стимулировало сексуальную агрессивность и проституцию. Ќа первый взгл€д между этими €влени€ми нет пр€мой св€зи. ќднако исследовани€ психоаналитиков показывают, что жестокость часто €вл€етс€ причиной роста сексуального возбуждени€.

–имл€не лишь частично поддались чужому вли€нию, например к гомосексуализму, распространенному среди греков, они относились с презрением. ƒо сих пор в ѕомпее можно прочитать надпись cinaedus (бесстыдник), относ€щуюс€ к гомосексуалисту. ѕедерасти€, девиации оценивались критически, как омерзительные зан€ти€. “рансвестицизм практиковалс€ императорами ( алигулой, Ќероном), однако он не получил массового распространени€ и рассматривалс€ как чудачество.

¬ €зыке древних римл€н было слово sexuc, которое одни ученые св€зывают по смыслу со словом hexis, означающим темперамент человека, другие— с пон€тием secare, означающим разделение полов. ѕон€тие sexus использовали в своих произведени€х ÷ицерон, ѕлиний. —огласно некоторым исследовани€м, в »талии до развити€ римской культуры был распространен промискуитет, оргиастические церемонии в честь бога “утуна ћутуа. ѕозже распространенным €влением стала покупка жены, ее муж становилс€ «господином ее жизни и смерти, а также ее детей». Ћегенда о похищении сабин€нок свидетельствует о том, что женщин в –име было меньше, чем мужчин.

ќсобую известность приобрел город ѕомпе€, свидетельствующий о роскоши римл€н, об их богатом эротическом искусстве. ¬иллы ѕомпеи изобиловали ценной утварью, предметами роскоши сексуального содержани€, фресками, показывающими различные формы ласки, позиции сожительства.  омнаты, где происходило соитие, были пышно обставлены. (ѕосле открыти€ ѕомпеи мозаика и фрески держались под секретом и долгое врем€ оставались недоступными дл€ изучени€.) ¬ этих комнатах древние жители города устраивали сексуальные оргии, поэтому не случайно они слыли источником роскоши и порчи. “рагеди€, постигша€ город, рассматривалась как божественна€ кара за соде€нное. ќтносительно недавно был открыт доступ к виллам ѕомпеи, к фрескам и т. д., но их воспроизведение подлежит цензуре еще во многих странах.

»з латинского €зыка до нас дошло много пон€тий, названий, например: cunnilingus, tribadism, мастурбаци€, fellatio.

” читателей книги «»скусство любви» ќвиди€ может сформироватьс€ ошибочное представление о том, что все римл€не удел€ли большое внимание аре аманди. Ќо это было характерно только дл€ высших сфер, а не дл€ большинства жителей. –имл€не про€вл€ли определенную умеренность в сексе, они ценили дом, семью, традиции, не одобр€ли наготы, сексуальных эксцессов, девиации. —о временем получает распространение стоическа€ философи€, неоплатонизм, отсюда возникает аскетическое направление, быстро восприн€тое по€вившимс€ христианством. ¬ культуре –има тесно переплелись аскетическое, оргиастическое и традиционное направлени€.

–имл€не в своем искусстве не отдел€ли эстетических ценностей от эротических. ќни ценили тело с хорошими пропорци€ми. »деалом женственности была стройна€ фигура, полные бедра и ноги, светла€ кожа и волосы. »деалом мужчины было мускулистое, загорелое тело. Ќагота в искусстве была акцентирована позднее, что, веро€тно, было св€зано с распространением городских бань.

–имл€не ценили девственность (культ ¬есты), но от будущей жены она не требовалась. ƒевственниц нельз€ было осуждать на смерть, чтобы этот запрет сн€ть, совершалось насилие. »звестно, что дефлораци€ производилась ритуально, фигуркой бога ѕриапа. ¬ древние времена первый супружеский сексуальный контакт совершалс€ при свидетел€х, первенство имели друзь€ жениха.

—ексуальные контакты происходили на ложах, аристократи€ имела дл€ этих целей специальные помещени€, богато украшенные. ѕроститутки развлекали клиентов под арками (отсюда название — fornicatio). Ќаиболее попул€рной позицией были классическа€, обратна€ или сзади. ќбратна€ позици€ отождествл€лась с высоким социальным положением данной женщины. ∆енщины про€вл€ли в арс аманди активность. ¬ более поздний период –имской империи усиливаютс€ садистские и оргиастические формы. Ќекоторые цирковые зрелища были св€заны с насилованием женщин мужчинами и животными, сопровождались садистскими действи€ми, привод€щими к смерти. Ќа сцене реалистически изображались сексуальные контакты, насилие, смерть. ѕротив общего падени€ нравов раздавалось много протестов.

¬ ƒревнем –име жили два известных врачевател€: √ален и —оранус. √ален дал им€ венерическому заболеванию — «гоноре€». ѕри сексуальном возбуждении и отсутствии возможности дл€ сексуального контакта он рекомендовал мастурбацию, утвержда€, что накопление сексуального напр€жени€ ведет к психическим отклонени€м. —оранус известен благодар€ разработке многих методов регулировани€ рождаемости.

»ногда сексуальна€ культура ƒревнего –има отождествл€етс€ с сексуальной жизнью, характерной лишь дл€ жителей ѕомпеи. ќднако следует учитывать, что в этом городе жила римска€ аристократи€ и прекрасные фрески и предметы роскоши говор€т об обыча€х этого общественного класса, а не об уровне жизни основного населени€ римского общества.

«акат античного мира

ѕонимание установок относительно секса в раннем христианстве требует некоторых сведений об интеллектуальном замешательстве, которое наступило в первые века нашей эры. ”же существовали греческа€, римска€ ;i еврейска€ культуры, а также различные течени€, вли€ющие на видение тела, секса, пола (орфизм, гностицизм, элеузейские, восточные мистерии, стоицизм, неоплатонизм и т. п.), развивающеес€ христианство тоже переживало определенные внутренние трудности, цементиру€ оппозицию против €зыческого мира. ¬ результате этого замешательства античные культуры в видоизмененной форме стали приспосабливать к христианской доктрине, котора€ создавала свои догматику и апологетику, разрабатывала обычаи дл€ повседневной жизни, в том числе и обычаи сексуальные.

’ристианска€ доктрина общеизвестна, мы будем о ней говорить позже. ќднако еще долго давали о себе знать определенные установки относительно тела, секса, возникшие в этот период, например вли€ние манихейства сохранилось в ≈вропе почти до наших дней. «нание современных установок относительно секса требует знани€ истории первых веков нашей эры. ƒл€ сексолога важно выделить несколько аспектов, характерных дл€ данного периода. Ёто, в частности, идеи аскезы, безбрачи€, по€вление негативных установок относительно секса. ”пом€нутые аспекты по крайней мере не вытекают из иудаизма, ≈вангели€, а определ€ютс€ некоторыми из направлений греческой и восточной мысли.

¬ первые столети€ нашей эры происходит ориентализаци€ греческой мысли. ¬ орфических веровани€х человек трактовалс€ как дух, погр€зший в теле. «евс создал человека из пепла “итанов. „еловек имеет двойную натуру: божественную и дь€вольскую. ÷елью жизни €вл€етс€ развитие божественного в себе и уход от дь€вольского. ∆изнь — это конфликт между высшей и низшей натурой человека. ƒуализм охватывал также мир секса и пола. —ексуальное сожительство означало подчинение низшей натуре, или чувствам.

ƒругие направлени€ греческой мысли также про€вл€ли негативное отношение к сексу. Ќеоплатонизм рассматривал сексуальное сожительство как унижение человека, низвод€щее его до уровн€ животного, а сексуальное вожделение трактовал как самую низменную сторону психической жизни. Ѕлаго, согласно его сторонникам, состоит в уклонении от сексуальной активности. ѕоследователи ƒемокрита также имели дуалистические представлени€ о жизни, а секс отождествл€ли со злом. Ёпикурейцы считали, что сексуальные отношени€ не принос€т человеку пользы, что сожительство с женщиной не может сделать жизнь при€тной.  иники смотрели на брак как на т€жкое брем€, идеалом дл€ них служила природа, хорошие нравы, добродетель, умеренность, ценность брака была лишь в продолжении рода человеческого. —ексуальное наслаждение трактовалось как зло.

√ностицизм был доктриной, стрем€щейс€ соединить восточные и христианские установки. ≈го идеи были известны уже в античном мире, его сторонники разрабатывали крайне пессимистическую и дуалистическую концепцию мира, говорили о борьбе добра и зла, вид€ источник зла в теле и сексе.  райней формой гностицизма было манихейство. Ўкола ‘илона из јлександрии считала, что секс в браке служит лишь деторождению, на женщину смотрели косо за ее грехопадение в раю. ќна олицетвор€ла чувственность, а мужчина — рациональность души. „увственные наслаждени€ осуждались. Ѕлизки к этим взгл€дам были взгл€ды неопифагорейцев. ѕлотин полностью отбрасывал мир чувств, секса. ‘илософы этого периода в большинстве своем не состо€ли в браке, были предубежденно настроены относительно секса, про€вл€ли антифеминизм.

»деал аскезы получал все большее распространение и проповедовалс€ христианскими теоретиками. Ѕрак трактовалс€ как уступка природе: он ценилс€ ниже, чем безбрачие, о чем говоритс€ в «ѕослании» св. ѕавла. “акой подход был чужд еврейской культуре, котора€ не одобр€ла безбрачи€, подобное понимание аскезы не вытекало и из духа ≈вангели€.

 ультуры народов
„итайте в рубрике « ультуры народов»:
/  орни культуры «апада
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам