¬заимоотношени€ полов в христианской ≈вропе

—ексуальна€ культура христианской ≈вропы —ексуальна€ культура христианской ≈вропы

’ристианство быстро распростран€лось в ≈вропе, несмотр€ на преследовани€ со стороны римских императоров. ”падок –имской империи, переселение народов, общественный хаос, образование новых народов и государств характеризуют бурную историю ≈вропы первых веков нашего летосчислени€. ѕостепенно из этой исторической бури развиваетс€ европейска€ цивилизаци€, опирающа€с€ на христианство.  роме христианства основанием дл€ этой культуры послужила культура античного мира, культура народов ≈вропы (галлов, кельтов, германцев, слав€н и др.) и ¬остока. ’ристианство оказало преобладающее воздействие на формирование установок относительно секса, пола. Ёти установки нашли отражение в законодательстве и нравственности.

ѕон€тие сексуальной культуры ≈вропы — это скорее обобщенное пон€тие. —ледовало бы говорить о европейских культурах и их различных направлени€х. Ќа содержании этих культур заметно вли€ние времени (≈вропа в первые века н. э., средневековье, –енессанс и т. д.), ветвей христианства (как известно, установки относительно секса в католицизме, православии, лютеранстве, кальвинизме и т. д. различаютс€), географического положени€ (в районе —редиземного мор€, √ермании, —кандинавии, ¬осточной ≈вропы и т. д. климатические услови€ различны), социальной среды (обычаи аристократов и мещан имеют мало общего), национальности, политики. ¬се это весьма существенно сказалось на развитии сексуальных обычаев. “радиции, развитые в христианской ≈вропе, сохранились до наших дней и весьма быстро преодолели границы континентов. ќсобенно широкое распространение они нашли в —еверной и ёжной јмерике.

 руг вопросов сексуальной культуры христианства мы излагаем крайне, сокращенно, не каса€сь принципов христианской сексуальной этики, которые широко известны (например, запрет внебрачного и добрачного сексуального контакта, осуждение сексуальных девиаций). ¬ыделим прежде всего установки относительно секса, пола, формирующие определенные сексуальные обычаи.

¬ христианстве существуют два вида установок относительно секса и пола. ѕерва€ доброжелательно относитс€ к человеку, его полу, сексу, сексуальным контактам. Ёлементы такого отношени€ мы находим в ¬етхом завете. ≈го персонажи умеют радоватьс€ жизни, любви, эмоционально богаты, одобр€ют секс. «десь много описаний страстей, верной и крепкой любви, человек представлен как психофизическое единство. ¬ Ќовом завете ’ристос как бы продолжает это направление и придает ему новое качество. ѕод вли€нием идей христианства была создана принципиально нова€ концепци€ брака, учитывающа€ всесторонние св€зи: этические, психологические, биологические. ÷елью брака стала не только прокреаци€. »зменились установки относительно женщин. ќни сопровождали ’риста, €вл€лись первыми свидетел€ми его воскрешени€, слушательницами его проповедей и поучений (например, самарит€нка у источника). ƒаже в истории блудницы — ћарии ћагдалины выражено уважение к женщине, хот€ и презираемой другими. ѕрисовокупим к этому высокое положение ћарии — матери ’риста, чтобы €снее представить изменени€ в обыча€х тех времен, когда роль женщины оценивалась невысоко. ƒоброжелательное отношение к женщине про€вл€лось и позже в учени€х и трудах некоторых теоретиков христианства ( лимента јлександрийского, »оанна ’ризостома, јльберта ¬еликого, ‘ранциска —алези и т. д.). ќднако нельз€ не отметить, что это направление не было определ€ющим, оно было скорее побочным, не переходило традицию. “олько в XX в. (в католицизме) оно возродилось и нашло выражение на II ¬атиканском соборе, в многочисленных публикаци€х теологов нового склада.

—торонники второго направлени€ в своих взгл€дах на проблемы пола и секса про€вл€ли двойственность, скрытое или €вное неодобрение сексуальной близости. »х взгл€ды носили €вно антифеминистский характер. ƒвойственность про€вилась уже в послани€х св. ѕавла, который хот€ и написал замечательный гимн о любви, но относилс€ к сексу скорее отрицательно, высоко ценил девственность, аскезу, женственность его не восхищала. Ёто направление быстро завоевывало приверженцев и стало доминирующим в раннем христианстве. ≈го основные черты, пройд€ сквозь века, дошли до наших дней. Ќекоторые из этих черт объ€сн€ютс€ вли€нием гностицизма, различных направлений греческой философии, дуализмом восточного происхождени€. ƒоктрины христианства нав€зывали идеи аскезы, негативные остановки относительно секса, тела, супружества, женщины. ’от€ гностицизм в целом и был отвергнут теологами, некоторые его установки были восприн€ты христианством. ƒолго продолжались дискуссии относительно того, что лучше — брак или безбрачие. ћногочисленные теологи по шкале оценок от 1 до 100 брак оценивали на 30 баллов, вдовство — на 60, девственность— на 100 баллов. ¬ качестве иллюстрации можно привести несколько цитат из « ниги старцев», относ€щейс€ к первым векам христианства. •«ќтвечал ей архиепископ: «–азве не знаешь того, что ты женщина? » что с помощью женщины дь€вол преследует св€тых?» «— тех пор, как € женилс€, не осквернились мы общением, ни она, ни €: и она пребывает девицей.  аждый из нас спит отдельно, ночью мы носим влас€ницы» ». «ќдин брат просил јбба ƒаниел€: «ƒай мне одну заповедь, и € соблюду ее». ќн ответил: «Ќикогда не касайс€ одной с женщиной миски, не совершай трапезы с ней: тем самым ты избежишь сатаны нечистоты».

ќбратимс€ к книге св. јльфонса Ћигуори, изданной в ѕольше в 1926 г., где читаем, что советовал св€той »оанн  аласанти: «Ќе печись о своем теле больше, чем о кухонной тр€пке», а св. јлоис √онзага «не смел подн€ть глаза даже на лицо собственной матери». ¬ раннем христианстве недоброжелательное отношение к сексу было доминирующим. —ексуальные отношени€ оправдывались только как источник деторождени€. јре аманди, изменение позиций, орализм рассматривались как зло, отклонени€, а гомосексуализм трактовалс€ как преступление.

ѕостепенно в христианстве углубл€етс€ разрыв между ¬остоком и «ападом, который сказалс€ также и на понимании установок относительно секса и пола. ¬осток становилс€ менее ригористичным. Ќа «ападе в результате известных исторических условий укрепл€лась позици€ ÷еркви как института, руковод€щего политической, правовой, нравственной жизнью, а также законодательством. »нтимные отношени€ между людьми испытали на себе вли€ние теологии св. јвгустина, который в V в. определил пон€тие греха против природы. «апрещались сексуальные контакты, не имеющие своей целью зачатие, нельз€ было примен€ть противозачаточные средства. ѕозже все эти запреты нашли отражение в законодательстве.

¬ произведени€х другого теолога, который оказал большое вли€ние на «апад, св. ‘омы јквинского, отчетливо про€вл€етс€ мысль, что сексуальное вожделение противно природе, а к самым т€жким грехам против природы он относил гомосексуализм, сожительство в неестественных позици€х, мастурбацию. ѕод вли€нием его учени€ сексуальную активность, не ведущую к зачатию, рассматривали как извращение.

ƒоминаци€ мира мужчин, осуждение сексуальных отношений удерживались в течение долгого времени. ¬ искусстве и литературе раннего средневековь€ идеалом была мужска€ дружба. ∆енщины представл€лись либо как добродетельные жены и матери, либо как воплощение греха. ќднако и в этот период существовали течени€, одобр€ющие сексуальные наслаждени€, что характерно, например, дл€ аверроистов.

¬ XI в. в культуре ѕрованса по€вл€ютс€ такие пон€ти€, как романтическа€ любовь, галантность по отношению к женщине, оправдание эротических ласк. Ёти взгл€ды быстро проникали в установки относительно секса и тела. ¬озникло противоречие. Ѕеллоу указывает, например, что выражением такого противоречи€ было отношение к наготе: с одной стороны, она осуждалась, а с другой — существовала вера в невинную наготу. Ќередко в различные празднества проводились шестви€ обнаженных, символизировавших союз јдама и ≈вы.

¬ позднем средневековье секс еще отождествл€лс€ со злом, считалс€ чем-то опасным, но уже получала распространение така€ форма любви, как придворна€ любовь, имеюща€ €ркую эротическую окраску. ¬се более усиливалось расхождение между теоретическими установками и практикой сексуального поведени€. ѕраво, например, предусматривало наказание за грехи интимной жизни, в то же врем€ оно относилось терпимо к нарушени€м других сторон жизни. –асхождение между теорией и практикой существовало, впрочем, с момента возникновени€ христианской культуры. Ётому имеютс€ многочисленные доказательства.

ѕостепенно под вли€нием очередных нажимов папства внедр€лись определенные правила дл€ духовенства. Ќапример, им рекомендовалось безбрачие, хот€ до VII в. св€щенники имели право держать в доме девицу, но при условии, если не будут вступать с ней в интимные отношени€. ѕозже и это было запрещено. Ћатеранский собор запретил тайные браки и пь€нство клира и предписал безбрачие. ѕостепенно устанавливалась дисциплина в орденах, велась борьба с царившей в них свободой нравов. ¬ конце XIII в. официально был разрешен сексуальный контакт только в классической позиции, остальные позиции были признаны сатанинскими. ѕо€вилс€ привезенный из крестовых походов по€с девственности. ћодной стала chemise caguloe — ночна€ сорочка с отверстием в генитальной области.

 райним выражением аскетизма были секты флагел€нтов — бичевателей, которые спали на досках, практиковали бичевание до крови, вбивание гвоздей в тело. –аспространение этих сект прин€ло характер эпидемии. ¬ XIV в. во ‘ранции было 800000 бичевателей. »х процессии проходили по городам всей ≈вропы. Ќаконец, в 1349 г. папа  лементий VI признал эти секты еретическими. ¬ средневековье секс часто св€зывали с колдовством. ¬ыкидыши и сексуальные нарушени€ объ€сн€ли действием колдовских сил. ”частившиес€ процессы против женщин способствовали утверждению стереотипа фатальной женщины, мифа ѕандоры.

—о II по XIV в. развивались сексуальные обычаи, опирающиес€ на христианские представлени€ об интимной жизни. ќни оказывали сильное вли€ние на эту сферу и в более поздние времена. Ёти обычаи кратко можно изложить так:

— господство негативного и ригористического отношени€ к телу и сексу;

— двойственность и антифеминизм как доминирующие установки по отношению к женщине;

— скудость сексуальной жизни и арс аманди;

— трактовка многих форм сексуальной активности, девиаций как ереси и преступлений.

—редневековье и секс

”становки средневековь€ относительно пола, секса, брака полны противоречий. ¬ ранний период развити€ культуры ≈вропы усиливалс€ аскетизм, нагл€дно про€вл€лс€ антифеминизм. Ће √офф отмечал, что женщина по своему положению была намного ниже мужчины. Ќа нее возлагалась ответственность за первородный грех, она отождествл€лась с искушением, рассматривалась как воплощение дь€вола. “олько в высших сло€х общества женщина пользовалась уважением, обусловленным ее социальной позицией.

Ће √офф считал, что характерные дл€ романского искусства образы —ибиллы,  римгильды, Ѕрунгильды «€вл€ютс€ живыми копи€ми религиозных женских персонажей...».

¬ XIII в. рыцарь ‘илипп из Ќаварры написал трактат, в котором утверждал, что женщина создана дл€ послушани€. ќна должна уметь пр€сть и шить. —амое главное дл€ нее — иметь безупречные манеры. ќбразованна€ женщина вызывает подозрение, ей нельз€ довер€ть. Ћюдовик IX в трактате «ѕоучени€ дл€ дочери» отмечал, что женщина должна уметь терпеть, помогать несчастным, исполн€ть волю мужа и родителей. ƒуховники предостерегали о посто€нной опасности, исход€щей от женщин, о возможности быть совращенными ими. ¬ каждой женщине воплощены черты искусительницы ≈вы. ѕапа √ригорий ¬еликий делил общество на людей, воздерживающихс€ от половых св€зей (это элита), и на людей, состо€щих в браке. »менно между ними, считал он, проходит граница добра и зла. —ексуальные отношени€ проповедники рассматривали как легкий грех, если они имели место в рамках супружества, и как т€жкий, если они совершались вне этих рамок. “огда их рассматривали как распущенность.

—екс трактовалс€ как источник зла, поэтому не случайно по€вл€ютс€ всевозможные ограничени€. —упругам рекомендовалось избегать сексуального сожительства в воскресенье и в праздники, днем, по средам, по п€тницам, во врем€ постов (великий пост длитс€ 40 дней). 90 дней до родов и 40 дней после них. »деалом считалось полное воздержание супругов. ћелочные вмешательства в сексуальное поведение касались форм ласки, исповедники оправдывали любое поведение мужчин, а женщин представл€ли как тлеющую опасность. Ѕурхард из ¬ормса считал необходимым дес€тидневное пока€ние на хлебе и воде за следующие грехи: мастурбацию, сексуальные контакты со служанкой, применение запрещенных позиций с собственной женой. —иноды вводили разные новые предписани€, дабы избежать кровосмешени€. — X в. запрещалось вступать в брак лицам, наход€щимс€ в родстве, вплоть до 7 колена. Ёто предписание объ€вл€ло недействительными многие браки, особенно среди аристократов, где они часто заключались в кругу семьи или среди членов родственных династий. ѕризнание недействительными многих браков зашло так далеко, что IV Ћатеранский собор в 1215 г. свел критерий кровосмешени€ до 4 колена. ¬ проповед€х постепенно угроза греха нарастала, расшир€лс€ образ ада, чистилища и сокращались описани€ прелестей ра€.

ћожет создатьс€ впечатление, что в такой атмосфере секс и брак были обречены на вымирание, а антисексуальна€ политика загнала всех в единственное безопасное место — орден. ќднако этого не произошло. ¬ услови€х репрессированного секса вступают в силу естественные защитные механизмы.

ѕримером тому служит модель придворной любви. ‘ранцузский гуманист –. Ќелли св€зывал ее возникновение со стремлением женщин к независимой любви, с желанием зан€ть положение р€дом с мужчиной. ћужчины чаще всего были примитивными любовниками, пренебрегающими ласками. ѕо€вл€етс€ модель более утонченной любви, а в подтексте и более эротической, цен€щей значение арс аманди, но она коснулась лишь элиты. —корее всего, утверждал Ќелли, модель придворной любви выражала бунт женщин из высших социальных слоев против патриархальных устоев.

Ќа модели придворной любви заметно вли€ние поэзии трубадуров, испано-арабского культа женской красоты, чувственности и идей неоплатонизма, его учени€ об Ёросе, да и самого общественного климата ѕрованса. «десь было широко распространено рыцарское служение даме, эротическа€ поэзи€, отсюда новый стиль поведени€ стал быстро распростран€тьс€ по всей ≈вропе. ¬ аскетической атмосфере средневековь€ модель любви из ѕрованса возвещала ренессанс чувственности, подчеркивала красоту человеческого тела.

ћногие установки, идеи, мифы периода средневековь€ относительно секса не только не исчезли, но и укрепились в западной модели сексуальности.   наследию средневекового периода можно отнести:

— двойственность в отношении к женщине , сексу, полу;

— конфликт между моралью и эротизмом;

— отрицательное отношение к литературному творчеству, воспевающему любовь, секс, женщину (например, к истории любви јбел€ра и Ёлоизы, “ристана и »зольды).

—ексуальна€ мозаика ≈вропы

—ексуальные обычаи ≈вропы XV—XIX вв. отличаютс€ разнообразием установок, касающихс€ пола и секса.  аждый период в истории развити€ культуры влечет за собой преобразовани€ в области секса. ƒаже схематическое, поверхностное знание истории –енессанса, –еформации, барокко и т. п. дает определенное представление об этих переменах. ќднако это не значит, что специфика обычаев ≈вропы полностью утрачивалась. ѕреобразовани€, коснувшиес€ ≈вропы, напоминают многоцветную мозаику, мен€ющуюс€, но посто€нно выражающую одни и те же мотивы — патриархальную культуру с мужчиной в главной роли, двойственное положение женщин и почти враждебное отношение к сексу и телу. ¬се это ограничивало формы сексуальной активности. Ёти мотивы отличают сексуальную культуру «апада от других культур, которые, впрочем, также развивались далеко не однозначно и имели сложную историю (например, »нди€,  итай).

–енессанс. ¬ XV в. интерес к культуре античности, иде€м ѕлатона св€зывалс€ с развитием направлени€, названного –енессансом. ¬ этот период и в сексуальных отношени€х произошли определенные изменени€. ¬ италь€нской литературе часто встречаетс€ мотив платонической любви, получившей название после перевода нескольких диалогов ѕлатона. Ёта любовь трактовалась как асексуальна€, духовна€. Ќачало книгопечатани€ сделало возможным обмен информацией, усилило т€гу к чтению. ¬ культуре –енессанса женщина часто надел€лась сильным темпераментом, мужчина, не способный ответить ей, становилс€ предметом насмешек. ѕодчеркивалась крепость молодых мужчин, которые в отличие от мужчин старшего возраста были способны к многочисленным интимным отношени€м в течение одной ночи. ¬ комеди€х часто высмеивались старики, стрем€щиес€ возбудить свою потенцию с помощью врачей, а любовником €вл€лс€ уверенный в себе молодой герой (например, «ћандрагора» ћакиавелли). ¬ знаменитом произведении Ѕоккаччо «ƒекамерон» мы найдем вли€ние восточного эротизма, поэзии ѕрованса. Ёто произведение включает много тонких наблюдений из повседневной придворной жизни.

¬ этот период в »талии растет число усыновленных внебрачных детей, что объ€сн€етс€ высокой смертностью, войнами. Ќаселение –има, например, насчитывающее 90 тыс. человек, после нападени€ ландскнехтов  арла V в 1527 г. снизилось до 30 тыс. человек, через 50 лет оно достигло лишь 45 тыс. человек. ћногие знаменитые художники, поэты, например јретино, ƒжорджоне, Ѕоккаччо, Ћеонардо да ¬инчи, родом из так называемого
неправого ложа. ¬ королевских и аристократических кругах все дети, как законнорожденные, так и внебрачные, воспитывались вместе.

ќпределенную реакцию на сексуальные св€зи вызвало распространение сифилиса, завезенного мор€ками ’ристофора  олумба в 1494 г. Ёпидеми€ началась в Ќеаполе и быстро распространилась по всей ≈вропе, вызыва€ ужас. »мператор ћаксимилиан объ€вил, что это кара за распущенность. ¬рачи стали изучать эту болезнь, по€вились трактаты, посв€щенные ее лечению. “е, кто хорошо знал античность, отмечали, что уже √иппократ описал эту болезнь. ’от€ многие рецепты лечени€ кажутс€ нам сегодн€ наивными, они все же внесли свой вклад в познание клиники этой болезни и методов борьбы с ней. Ћечение с помощью ртути, рекомендованное италь€нским врачом ƒжованни де ¬иго, примен€лось в ≈вропе уже около 400 лет.

Ќесмотр€ на такую драматическую ситуацию, в период –енессанса формируетс€ более позитивное отношение к сексу. ѕапский двор подвергаетс€ обмирщению. ѕолитика церкви стала больше касатьс€ земных дел. „увственность, эротизм, индивидуализм стали типичными мотивами культуры италь€нского –енессанса. ѕо€вл€етс€ так называемый ќлимп художников, артистов, на частную жизнь которых не вли€ли суровые обычаи.

¬ литературном, поэтическом творчестве иногда встречаютс€ порнографические сюжеты. Ќова€ мода отражает изменени€ нравов. ѕрежн€€ скромность и аскетизм уступили место экспрессии эротизма: у мужского костюма имелс€ в паху мешочек, экспонирующий гениталии, женщины обнажали плечи и грудь. Ѕолее терпимым стало отношение к гомосексуализму, правда, только в мире художников, артистов. ¬небрачное происхождение перестало быть прокл€тием.  уртизанки представл€лись как дамы.

ћассовое распространение инфекционных заболеваний, унос€щих многие жизни, вызывало страх перед сексом, что усугубл€ло положение женщин, поскольку они рассматривались как источник опасности и искушений. —тремление регламентировать их сексуальную жизнь привело к росту контрол€ над ними. ¬ некоторых област€х муж должен был платить своему епископу, св€щеннику за привилегию спать со своей женой в брачную ночь. Ўироко примен€лись по€са целомудри€. ћоральное разложение высших социальных слоев и папства порождало оппозицию, представители которой требовали реформ.

–еформаци€ и контрреформаци€. ќсновные взгл€ды Ћютера на секс отражали сугубо мужскую точку зрени€. —огласно этим взгл€дам, главное назначение женщины — сопутствовать мужчине. —екс допускалс€ лишь в рамках брака. Ћютер отрицательно относилс€ к проституции, был сторонником безбрачи€ св€щенников, но позже изменил свои взгл€ды на безбрачие и сам создал семью. —охранились свидетельства того, что он был хорошим мужем и заботливым отцом.

 ритическа€ оценка безбрачи€ реформаторами, вступление в брак Ћютера, ÷вингли,  альвина и последующее отвержение безбрачи€ вызвали почти революцию нравов. ƒуховенство активно заключало браки, и на прот€жении одного поколени€ в протестантских странах в его среде почти исчезло безбрачие. ѕротивники –еформации приписывали эти изменени€ действию сатаны. Ёразм –оттердамский, осторожно балансирующий между разными лагер€ми, остроумно написал, что сложивша€с€ ситуаци€ напоминает “ро€нскую войну. Ћютер несколько см€гчил законодательство о браке, например признавалось право на развод в случае бесплоди€ жены или мужа. Ётим немедленно воспользовались королевские династии дл€ расторжени€ старых и заключени€ новых браков по политическим мотивам!

 огда –еформаци€ охватила половину ≈вропы, в “риденте собралс€ собор (1545—1563), на котором в числе других вопросов обсуждались вопросы брака и секса. Ѕрак был признан неразрывной св€тостью и подчинен контролю ÷еркви. Ќа брачной церемонии необходимо было присутствие двух свидетелей помимо св€щенника. ƒругим нововведением стало согласие родителей невесты на заключение брака. ¬ это врем€, можно сказать, организовываетс€ поход против секса. ѕо€вл€етс€ индекс запрещенных книг, в котором одной из первых стоит «ƒекамерон». ÷ензура церкви заинтересовалась искусством. Ќа многих художников оказывалось давление, в частности на ћикеланджело, ему внушали, чтобы он работал согласно новым критери€м, придерживалс€ церковных канонов. ќсобенно придирчивого ватиканского чиновника Ѕиаджио де ÷есену ћикеланджело изобразил в —икстинской капелле, поместив его в аду. “олько благодар€ опеке папы ѕавла III художника не преследовали за свободомыслие.  огда же на престол взошел новый папа — ѕавел IV, отношение к ћикеланджело резко ухудшилось.

≈го картины переписывались в тонах, угодных церкви, прикрывалась нагота изображенных на них фигур св€тых. Ќе удалось спасти картину художника на мифологический сюжет, изображающую Ћеду с лебедем. ѕыта€сь сохранить картину, ее отослали во ‘ранцию, ко двору либерального ‘ранциска I, но и там настали другие времена, пуританский министр Ћюдовика XIII приказал ее сжечь.

ѕод надзор цензуры попала и литература. «ƒекамерон» издавалс€ в урезанном виде, пересматривались сюжеты старых произведений, а в новых проповедовалс€ аскетизм. “ирсо де ћолина €вилс€ провозвестником анти-тридентских настроений. —воеобразным выражением этих настроений стал образ ƒон ∆уана, воплощающего чувственность.  альвин рассматривал эпидемию сифилиса как божью кару за распущенность и настаивал на повышении требовательности к нравственным усто€м. ¬ кальвинистских общинах была объ€влена война супружеским изменам, пь€нству, азартным играм, широко распростран€лось мнение, что бог создал женщину не только дл€ того, чтобы она рожала детей, удовлетвор€ла сексуальные потребности мужчины, но и дл€ того, чтобы быть его спутницей жизни.

¬ ответ на –еформацию католическа€ ÷ерковь стала ужесточать требовани€ к сексуальной жизни. ¬се сильнее подчеркивалось, что брак нерасторжим. ѕо отношению к духовенству сохран€лось безбрачие, усиливались дисциплинарные требовани€ к его жизни. «апрещались все внешние про€влени€ сексуальности. »менно в это врем€ был издан приказ (о котором говорилось выше) закрасить наготу на фигурах, изображенных ћикеланджело, из ¬атиканского государства были изгнаны проститутки. ¬ протестантских и католических государствах светские власти также начинают все больше вмешиватьс€ в нравы и обычаи людей. ѕон€тие греха против природы было трансформировано в пон€тие преступлени€ против природы.

¬ период –енессанса либеральное отношение к сексу и телу оказалось кратковременным. Ёпидеми€ сифилиса, страх перед этой болезнью. –еформаци€ и контрреформаци€ возвратили ≈вропе традиционно недоброжелательное отношение к сексу. ѕозднее здесь по€вились новые направлени€: пуританство, викторианство, романтизм, либертинство, ѕросвещение, которые еще предстоит специально исследовать. ¬плоть до XX в. отношение к вопросам интимной жизни принципиально не мен€лось. —ексуальные обычаи в большинстве стран ≈вропы оставались по существу без изменений. Ётого избежали лишь либертинска€ и пуританска€ культуры.

¬ период с XVI по XVIII в. обычаи в ≈вропе оставались относительно стабильными. ¬ католических государствах указани€ “ридентского собора были внедрены в жизнь, а в протестантских странах развивалась нова€ культура, в основу которой были положены мещанские добродетели. ¬ период царствовани€ Ћюдовиков ‘ранци€ стала центром развити€ не только культуры, литературы, хорошего вкуса, моды, стил€ поведени€, но и сексуальных обычаев. —тиль жизни при дворе Ћюдовиков перенималс€ другими королевскими дворами, а позднее и аристократическими семействами.

—ексуальные обычаи в католических и протестантских странах несколько отличаютс€. ќднако большее вли€ние оказывала на них социальна€, а не религиозна€ дифференциаци€. ѕовседневна€ нравственность мещан, аристократов, королевских дворов, двор€нства, кресть€н существенно различаетс€. ѕариж бросил вызов христианским обыча€м, создав новую придворную нравственность, свободную от запретов в сексуальных отношени€х. ¬озникает и расцветает в ≈вропе институт королевских фавориток.  ак отмечали многие, период великих фавориток не имел равных до этого и полтора века был курьезом тогдашней ≈вропы.

ѕри дворе Ћюдовиков существовала даже определенна€ иерархи€ среди близких королю женщин. Ќа первом месте сто€ла жена, котора€ происходила из королевского рода. Ќа втором месте была maitresse en titre, и, хот€ ее положение не €вл€лось пожизненным, а зависело от настроени€ монарха, тем не менее она могла оказывать вли€ние на жизнь королевского двора и целого государства. ƒалее шли фаворитки, которые ненадолго овладевали сердцем корол€, некоторые лишь на одну ночь.

ѕериод накануне ¬еликой французской революции многим представл€лс€ эротическим раем. “алейран утверждал, что, кто не знает этого периода, тот не знает, что значит при€тна€ жизнь. ѕобедивша€ революци€ провозгласила моральную чистоту, уважение к семье, любовь рассматривалась как добродетель, измены как рецидивы прежнего образа жизни. »мелись также и антифеминистские настроени€, возникшие под вли€нием идей –уссо. ∆енщинам рекомендовалось заниматьс€ делами, относ€щимис€ к их женской природе, суфражистки были лишены своего клуба в ѕариже. Ћюбое феминистское движение подавл€лось. Ќар€ду с этим были введены гражданские браки и разводы, созданы учреждени€, забот€щиес€ о дет€х, не имеющих родителей.

ћари€-“ерези€ — австрийска€ эрцгерцогин€, котора€ провела р€д административных и других реформ, издает «директорат», согласно которому женщинам предписывалось одеватьс€ на античный манер. ¬озникает неоклассический стиль. √иперсексуальна€ “ерези€, по происхождению креолка, стремилась ослабить строгости в сексуальных отношени€х. —читалось, что дамы в этот период см€гчили спартанский характер революции. Ѕлагодар€ по€влению внебрачных детей ‘ранци€ не стала пустыней, утверждали некоторые публицисты. ћодным становитс€ употребление «кантаридина», приготовленного из шпанских мушек, оказывающего €кобы сильно возбуждающее сексуальное воздействие.

¬о времена Ќаполеона, которому не чужды были пуританские взгл€ды, был введен санитарный контроль за проститутками. ћногочисленные войны склонили Ќаполеона к послаблению нравов в армии. ѕо€вилась модель галантного воина, покор€ющего дамские сердца. Ћучшим тому примером служил сам Ќаполеон. ≈го поведение в ≈гипте напоминает историю цар€ ƒавида и Ѕатшебы — и здесь на линию фронта мужчине посылалась вожделенна€ женщина, видимо, сама обстановка помогала сокрушить ее сопротивление. ћногочисленные романы Ќаполеона были широко известны, однако он не любил оргии, садизм, стремилс€ сохранить о себе мнение как об изысканном сердцееде. ≈го сексуальна€ энерги€ казалась неисчерпаемой. ¬о врем€ изгнани€ на Ёльбе у него были три метрессы. ¬ своем последнем слове он просил передать жене ћарии Ћуизе свое сердце с посланием: «я не перестал теб€ любить».

¬ период –еставрации во ‘ранции одним из первых актов был акт об отмене права на развод. »змена мужа не давала оснований дл€ развода, за исключением случаев, когда он приводил любовницу домой. Ётот закон действовал вплоть до 1884 г. ћеттерних ввел стиль «политического будуара», это означало, что благодар€ романам можно успешно овладевать политическими секретами.

ћы приближаемс€ к временам ¬енского конгресса (1814—1815), когда образцом мужской элегантности становитс€ Ћондон, а женской — ѕариж. ¬ену называли королевством проституции, на восемь мужчин здесь приходилась одна проститутка. Ѕольшинство из них сотрудничали с полицией. ¬ 1811 г. на четыре брака был один конкубинат, а в 1847 г.— уже один на два брака. ¬ 1820—1840 гг. в јвстрии насчитывалось 1 млн внебрачных детей. “радиционна€ семь€ распадалась. Ќо приближалс€ период романтизма, который принес новые обычаи, новое отношение к сексу.

–омантическое направление. –омантизм соединил любовь и секс, придав им налет «мировой скорби», страдани€, наделив их определенной дозой мазохизма. ќн провозгласил идею любви страждущей, несчастной, несбывшейс€. ¬ажную роль в распространении этих идей играла литература. ѕроизведени€ лорда Ѕайрона и его €рка€, полна€ приключений жизнь, сочинени€ √ейне, √Єте завораживали читателей. —амоубийства прин€ли массовый характер. ћужчины становились сентиментальными, а женщины— невротическими. ћодными были чувствительные романы. ¬ то же врем€ в литературе утверждалось реалистическое направление, €вившеес€ своеобразным вызовом сексуальному мазохизму. —тендаль в книге «ѕсихологи€ супружества» высказал идею, что следует до брака подбирать себе сексуального партнера. Ѕальзак обратил внимание на эротизм женщины и считал, что мужчина должен познать его тайны. ќн утверждал, что «длительность брака зависит от первой ночи». Ёти идеи были дл€ той атмосферы пр€мо-таки революционными, утверждавшими право женщины на сексуальную удовлетворенность.

∆орж —анд написала более ста романов и повестей. ќна соедин€ла романтизм £ эротизмом, смело описывала сцены в спальне. ¬ ее повести «Ћели€» встречаютс€ даже эксгибиционистские и нарцистические мотивы. ∆орж —анд становитс€ символом независимой, свободной, сексуальной женщины. ќднако ее попул€рность, нос€ща€ довольно скандальный характер, вызывала двойственные чувства, и она не имела много последовательниц. ≈вропа была окрашена различными цветами романтизма и глубоко скрывала под его слоем традиционные черты своей культуры. ¬ свете этого любопытна реакци€ на новый, модный тогда танец — вальс. Ќа пути его триумфального шестви€ от ¬ены до окраин ≈вропы поднималась волна протестов. Ћорд Ѕайрон приписывал ему эротоманский подтекст. јристократи€ называла вальс плебейским танцем, не прин€ли его и английские джентльмены. јльфред де ћюссе видел в нем про€влени€ эксгибиционизма. ќднако это не сдержало растущей попул€рности вальса, который опосредованно выражал изменение эротических отношений и сокращал дистанцию между полами.

—тановление буржуазной европейской культуры. Ёто становление св€зано, в частности, с распространением двойной морали. ћужчины имели большую сексуальную свободу, от женщин же все чаще требовались сдержанность и добрачна€ чистота. ѕоследнее держало в страхе многие семьи. ≈сли дочь утрачивала девственность, то ее шансы выйти удачно замуж сходили на нет. Ќеудивительно, что усиливаетс€ «опека» над девицей на выданье, разрабатываетс€ сложный ритуал встреч барышни с мужчинами. ƒевушки из богатых буржуазных и помещичьих домов воспитывались в строгости, они обучались в монастырских школах. »х эротизм вс€чески подавл€лс€, что приводило к различным последстви€м. ” одних женщин это вызывало заторможенность и холодность, у других — повышенную возбудимость и оргиастические потребности. ƒобрачные и внебрачные контакты были «запретным плодом». Ќасколько удачными были браки в этот период, видно из письма анонимного автора от 1847 г. »з текста следует, что в основном преобладали несчастливые браки, удачные фраки встречались крайне редко.

¬о второй половине XIX в. из јнглии хлынула волна пуританства. ¬ разной степени она коснулась многих стран ≈вропы, повли€ла на нравы и обычаи различных социальных слоев.  ак далеко проникало вли€ние пуританства, свидетельствуют хот€ бы мемуары, написанные польскими авторами. Ќапример, Ѕогуслав Ћонгшамп де Ѕерье, воспитанный на окраине ѕольши, в помещичьей среде, так описывает свою сексуальную инициацию: «Ќо пришло потр€сение, которое положило конец детской идиллии. Ќа кухню часто приносила кур и €йца молода€ вдова, ћаланка. ¬сегда одета как к церкви, в красном чепце и кораллах, в красной запаске, с кудр€ми, заканчивающимис€ узлом красной ленты, всегда в новых желтых башмаках. ќна шутила, играла в пр€тки, а уж жива€ и ловка€ была, часто обхватывала и крепко прижимала. –аз встретив его около своей хаты, пригласила к себе. Ќа детство упала тень греха, борьба с ним посто€нна и наиболее трудна в годы созревани€. √русть, пока€ние, беспокойство и опасность... ¬месте с этим закончилось и счастливое детство».

 онечно, пуританство и сексуальный ригоризм не носили всеохватывающего характера. ¬ то врем€ существовали и другие направлени€ в интимной жизни. ƒа и Ќаполеон III с его эротоманскими устремлени€ми сдерживал проникновение новых вли€ний из јнглии. ѕарижские художники проповедовали свободу нравов, утвержда€ красоту «обнаженного тела», а ∆ан Ѕатист  арпо ставил в ѕарижской ќпере танцы с обнаженными танцовщицами.

ќднако цензура нравов постепенно росла. Ѕодлер должен был пройти пока€ние за свои «÷веты зла», а  савьер де ћонтепен за свое творчество попал в тюрьму. ƒюма описывал в своих произведени€х двойную мораль и ханжество. ќ раздвоенности нравов этой эпохи свидетельствуют, например, творчество и лична€ жизнь Ћ. «ахер-ћазоха, Ё. «ол€, »бсена, ѕ. ¬ерлена, ќ. ”айльда. ƒвойна€ мораль послужила одной из причин увеличени€ психических заболеваний, что стало предметом исследовани€ психоаналитиков. ƒействительно, многочисленные невротические симптомы возникали на сексуальном фоне. «а психические нарушени€ той эпохи нам и сейчас еще приходитс€ расплачиватьс€, ибо они сохран€ютс€ в сознании многих наших современников.

 ультуры народов
„итайте в рубрике « ультуры народов»:
/ ¬заимоотношени€ полов в христианской ≈вропе
–Т–Є–і–µ–ЊHD
–°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
–У–ї–∞–≤–љ–∞—П / –§–Є–ї—М–Љ—Л / –Ґ–Њ–њ-100 / –Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞
–Я–Њ–±–µ–≥ –Є–Ј –®–Њ—Г—И–µ–љ–Ї–∞ –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М –Њ–љ–ї–∞–є–љ –±–µ–Ј —А–µ–≥–Є—Б—В—А–∞—Ж–Є–Є
  • –°–Љ–Њ—В—А–µ—В—М
  • –Ю–њ–Є—Б–∞–љ–Є–µ
  • –†–µ—Ж–µ–љ–Ј–Є–Є
  • –Ю—В–Ј—Л–≤—Л
  • –Ґ—А–µ–є–ї–µ—А
  • –§–∞–Ї—В—Л
2017 –Т–µ–ї–Є–Ї–Њ–±—А–Є—В–∞–љ–Є—П –Ф–µ—В–µ–Ї—В–Є–≤—Л , –Ф—А–∞–Љ—Л , –Ґ—А–Є–ї–ї–µ—А—Л , –Ч–∞—А—Г–±–µ–ґ–љ—Л–µ , –Ъ—А–Є–Љ–Є–љ–∞–ї 102 –Љ–Є–љ. HD 18+ –†–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ –Р–Ї—В–µ—А—Л –Ф–ґ–µ—А–µ–Љ–Є –†–µ–љ–љ–µ—А, –≠–ї–Є–Ј–∞–±–µ—В –Ю–ї—Б–µ–љ, –Ф–ґ–Њ–љ –С–µ—А–љ—В–∞–ї, –Ь–∞—А—В–Є–љ –°–µ–љ—Б–Љ–µ–є–µ—А, –У—А—Н–Љ –У—А–Є–љ, –µ—Й–µ –Т–∞–є–Њ–Љ–Є–љ–≥, –°–®–Р. –Ш–љ–і–µ–є—Б–Ї–∞—П —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї —А–∞—Б–њ–Њ–ї–Њ–ґ–Є–ї–∞—Б—М —Б—А–µ–і–Є –ї–µ—Б–Њ–≤ –Є —Б–љ–µ–ґ–љ—Л—Е –њ—А–Њ—Б—В–Њ—А–Њ–≤. –Ч–і–µ—Б—М —А–∞–±–Њ—В–∞–µ—В –µ–≥–µ—А–µ–Љ –Ъ–Њ—А–Є –Ы–∞–Љ–±–µ—А—В: –≤ —Н—В–Њ—В —А–∞–Ј –µ–≥–Њ –Ј–∞–і–∞—З–∞ вАУ –Њ—В–ї–Њ–≤–Є—В—М –њ—Г–Љ—Г, –Ї–Њ—В–Њ—А–∞—П —Г–±–Є–≤–∞–µ—В –і–Њ–Љ–∞—И–љ–Є–є —Б–Ї–Њ—В —Г –Љ–µ—Б—В–љ—Л—Е. –Э–Њ –±–ї—Г–ґ–і–∞—П –≤ –≥–ї—Г—И–Є, –Ъ–Њ—А–Є –љ–∞—Е–Њ–і–Є—В –љ–µ —Е–Є—Й–љ–Є–Ї–∞, –∞ —В—А—Г–њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є-–њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–∞. –Э–∞ –µ–≥–Њ –≤—Л–Ј–Њ–≤ –љ–µ –Њ—Б–Њ–±–Њ —Б–њ–µ—И–Є—В –Ї—В–Њ-—В–Њ –њ—А–Є–µ–Ј–ґ–∞—В—М, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—О –≤—Б–µ-—В–∞–Ї–Є –њ—А–Є–±—Л–≤–∞–µ—В –Љ–Њ–ї–Њ–і–Њ–є –∞–≥–µ–љ—В –§–С–† –Ф–ґ–µ–є–љ –С–µ–љ–љ–µ—А, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–є –њ–Њ—А—Г—З–µ–љ–Њ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞—В—М —Н—В–Њ –і–µ–ї–Њ. –Ю–љ–∞ —Г–≤–µ—А–µ–љ–∞, —З—В–Њ —А–µ—З—М –Є–і–µ—В –Њ–± —Г–±–Є–є—Б—В–≤–µ: –њ–Њ–≥–Є–±—И–∞—П —П–≤–љ–Њ –њ—Л—В–∞–ї–∞—Б—М –Њ—В –Ї–Њ–≥–Њ-—В–Њ —Г–±–µ–ґ–∞—В—М. –Ъ–Њ—А–Є, –њ—А–µ–Ї—А–∞—Б–љ–Њ –Ј–љ–∞—О—Й–Є–є —Н—В–Є –Љ–µ—Б—В–∞, –±–µ—А–µ—В—Б—П –њ–Њ–Љ–Њ–≥–∞—В—М –∞–≥–µ–љ—В—Г, –љ–Њ –Њ–љ —Г–≤–µ—А–µ–љ, —З—В–Њ –і–µ–≤—Г—И–Ї–∞ –њ—А–Њ—Б—В–Њ –Ј–∞–±–ї—Г–і–Є–ї–∞—Б—М –Є —Г–Љ–µ—А–ї–∞ –Њ—В —Е–Њ–ї–Њ–і–∞. –Т—Б–Ї–Њ—А–µ –Њ–±–∞ —Г–±–µ–ґ–і–∞—О—В—Б—П –≤ –њ—А–∞–≤–Њ—В–µ –Ф–ґ–µ–є–љ: –≤ –ї–µ—Б—Г –љ–∞—Е–Њ–і—П—В –µ—Й–µ –Њ–і–Є–љ —В—А—Г–њ вАУ —Н—В–Њ –њ–∞—А–µ–љ—М –њ–Њ–≥–Є–±—И–µ–є –і–µ–≤—Г—И–Ї–Є. –Э–∞ –Љ–µ—Б—В–Њ –≤—Л–Ј–≤–∞–љ–Њ –њ–Њ–і–Ї—А–µ–њ–ї–µ–љ–Є–µ, –Њ–і–љ–∞–Ї–Њ –Ї—В–Њ –Ј–љ–∞–µ—В, —Б–Ї–Њ–ї—М–Ї–Њ –Њ–љ–Њ –±—Г–і–µ—В –і–Њ–±–Є—А–∞—В—М—Б—П –і–Њ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В, –Є –њ—А–Є–µ–і–µ—В –ї–Є –Ї—В–Њ-—В–Њ –≤–Њ–Њ–±—Й–µ, –њ–Њ—Н—В–Њ–Љ—Г –Ъ–Њ—А–Є –Є –Ф–ґ–µ–є–љ –њ—А–µ–і—Б—В–Њ–Є—В –њ–Њ–ї–∞–≥–∞—В—М—Б—П –≤ —А–∞—Б—Б–ї–µ–і–Њ–≤–∞–љ–Є–Є —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –љ–∞ —Б–≤–Њ–Є —Б–Є–ї—Л. –£–і–∞—Б—В—Б—П –ї–Є –Є–Љ –љ–∞–є—В–Є —Г–±–Є–є—Ж—Г –≤ –Ј–µ–Љ–ї—П—Е, –≥–і–µ –≤—Б–µ–≥–і–∞ —Б—Г—Й–µ—Б—В–≤–Њ–≤–∞–ї–Є —Б–≤–Њ–Є —Б—Г—А–Њ–≤—Л–µ –њ–Њ—А—П–і–Ї–Є, –∞ –і–Њ –Ј–∞–Ї–Њ–љ–∞ –љ–Є–Ї–Њ–Љ—Г –љ–µ—В –і–µ–ї–∞? –Ґ–µ–є–ї–Њ—А –®–µ—А–Є–і–∞–љ —А–∞–љ–µ–µ –Ј–∞—П–≤–Є–ї –Њ —Б–µ–±–µ –Ї–∞–Ї –Њ —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–µ, –Ї–Њ—В–Њ—А–Њ–≥–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г—О—В –њ—А–µ–ґ–і–µ –≤—Б–µ–≥–Њ —Б–Њ—Ж–Є–∞–ї—М–љ–Њ –Њ—Б—В—А—Л–µ —В–µ–Љ—Л. –Ш —В–Њ, —З—В–Њ –≤ –®—В–∞—В–∞—Е –і–Њ —Б–Є—Е –њ–Њ—А –Њ—Б—В–∞—О—В—Б—П –Љ–µ—Б—В–∞, –≥–і–µ –≥–Њ—Б—Г–і–∞—А—Б—В–≤–µ–љ–љ—Л–µ –Ј–∞–Ї–Њ–љ—Л –љ–Є—З–µ–≥–Њ –љ–µ –Ј–љ–∞—З–∞—В, –∞ –њ—А–Њ–Є—Б—Е–Њ–і—П—Й–µ–µ –Љ–∞–ї–Њ –Є–љ—В–µ—А–µ—Б—Г–µ—В –њ—А–µ–і—Б—В–∞–≤–Є—В–µ–ї–µ–є –≤–ї–∞—Б—В–µ–є, вАУ –Њ–і–љ–∞ –Є–Ј –љ–Є—Е. –†–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є—П ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї вАУ –≤–Њ–≤—Б–µ –љ–µ –≤—Л–Љ—Л—Б–µ–ї —А–µ–ґ–Є—Б—Б–µ—А–∞: –µ—Й–µ –≤ 2012 –≥–Њ–і—Г The New York Times –і–µ–ї–∞–ї–∞ –Њ –љ–µ–є –±–Њ–ї—М—И–Њ–є –Љ–∞—В–µ—А–Є–∞–ї. –Ш–Ј–і–∞–љ–Є–µ –Њ—В–Љ–µ—З–∞–ї–Њ, —З—В–Њ –≤ —А–µ–Ј–µ—А–≤–∞—Ж–Є–Є –њ–Њ–ї–љ–Њ –њ—А–Њ–±–ї–µ–Љ: –њ–Њ–і—А–Њ—Б—В–Ї–Њ–≤—Л–µ —Б–∞–Љ–Њ—Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, –њ–ї–Њ—Е–Є–µ –Њ—В–љ–Њ—И–µ–љ–Є—П –Љ–µ–ґ–і—Г –±–µ–ї—Л–Љ–Є –Є –Є–љ–і–µ–є—Ж–∞–Љ–Є, –њ—А–Њ–і–Њ–ї–ґ–Є—В–µ–ї—М–љ–Њ—Б—В—М –ґ–Є–Ј–љ–Є –Љ–µ–љ—М—И–µ, —З–µ–Љ –≤ –Ш—А–∞–Ї–µ, –±–µ–Ј—А–∞–±–Њ—В–Є—Ж–∞ –љ–∞ —Г—А–Њ–≤–љ–µ 80% –Є –ґ–µ—Б—В–Њ–Ї–Є–µ —Г–±–Є–є—Б—В–≤–∞, —Б–ї—Г—З–∞—О—Й–Є–µ—Б—П –≤ —Н—В–Є—Е –Љ–µ—Б—В–∞—Е —А–µ–≥—Г–ї—П—А–љ–Њ. –Я–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —Д–Є–ї—М–Љ ¬Ђ–Т–µ—В—А–µ–љ–∞—П —А–µ–Ї–∞¬ї –Њ–љ–ї–∞–є–љ –≤ —Е–Њ—А–Њ—И–µ–Љ –Ї–∞—З–µ—Б—В–≤–µ –≤—Л –Љ–Њ–ґ–µ—В–µ –љ–∞ –љ–∞—И–µ–Љ —Б–∞–є—В–µ.
–°–Њ–ґ–∞–ї–µ–µ–Љ, –љ–Њ –Є–љ—Д–Њ—А–Љ–∞—Ж–Є—П –і–Њ—Б—В—Г–њ–љ–∞ —В–Њ–ї—М–Ї–Њ –∞–≤—В–Њ—А–Є–Ј–Њ–≤–∞–љ–љ—Л–Љ –њ–Њ–ї—М–Ј–Њ–≤–∞—В–µ–ї—П–Љ
–Ф–ї—П –њ–Њ–ї–љ–Њ—Ж–µ–љ–љ–Њ–≥–Њ –і–Њ—Б—В—Г–њ–∞ –Ї —Б–∞–є—В—Г –њ–Њ–і—В–≤–µ—А–і–Є—В–µ, —З—В–Њ –≤—Л –љ–µ —А–Њ–±–Њ—В
–Ю—В–Ј—Л–≤—Л
–Ф–Њ–±–∞–≤–Є—В—М
Amidayo
2 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–Т—Б–µ–Љ —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М!
5
severov12.53
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–љ–µ–Њ–ґ–Є–і–∞–љ–љ–Њ
1
–Х–≤–≥–µ–љ–Є–є
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
—Б—Г–њ–µ—А
0
Jurik
3 —З–∞—Б–∞ –љ–∞–Ј–∞–і
–°–µ–ї —Б–Љ–Њ—В—А–µ—В—М —З—В–Њ–±—Л —Г–±–Є—В—М –≤—А–µ–Љ—П, –∞ —В—Г—В —И–µ–і–µ–≤—А
5
Anonymous
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ю—В–ї–Є—З–љ–Њ!
3
–Р—А—В–µ–Љ
5 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–њ–Њ—Б–Љ–Њ—В—А–µ–ї - –Ї—А—Г—В—М
5
irina
7 —З–∞—Б–Њ–≤ –љ–∞–Ј–∞–і
–Ї–∞–Ї —А–∞–Ј –њ–Њ–і –љ–∞—Б—В—А–Њ–µ–љ–Є–µ
-1
–Ч–∞–≥—А—Г–Ј–Є—В—М –µ—Й—С
–убрики раздела
Ћучшие по просмотрам