Чувственная любовь в современной культуре
Современная цивилизация, использующая энергию атома, исследующая космос, применяющая сложную технику, густую сеть ТВ, охватывающая почти весь мир, способствует формированию общих интересов между народами, сближает их культуры. Массовая культура стала для многих людей единственной формой культуры. Границы между многими государствами стираются. Большими событиями, которые объединяют сотни миллионов людей, стали спортивные состязания, совместные космические полеты и т. д. В восприятии человека земной шар как бы уменьшается, рождается единая цивилизация Земли, о которой мечтали древние. Конечно, своеобразие традиций многих культур остается, и жители Бомбея, Каира, Парижа, Москвы, Рио-де-Жанейро имеют свою специфику, но тенденция такова, что с годами она будет все больше стираться. Футурологи предвидят, что в следующем тысячелетии возникнет новый вид цивилизации, которая охватит весь мир.
Эти вопросы анализируются в различных публикациях, в том числе и в научных трудах. Для сексолога, который изучает одну из многих сфер жизни, важным является наблюдение происходящих изменений и выявление в этих изменениях закономерностей. Труднее дать им оценку, ибо сексолог и сам принадлежит к определенной культуре и является продуктом конкретной среды.
Секс в современной культуре оценивается по-разному: от апофеоза до крайнего осуждения и приписывания ему апокалиптического значения. Американский психолог Р. Мэй утверждает, что мы позволили себя опутать сексом, а сексуальное просвещение только увеличивает количество сексуальных проблем, снижает чувственность и страсть в сексуальном поведении, утрачивается воображение, являющееся «душой Эроса». Увлечение техникой секса ведет к отчуждению, одиночеству, овеществлению личности партнера. По мнению Р. Мэя, сексуальная свобода способствует возникновению нового типа пуританства, в котором чувства отделяются от секса, тело рассматривается как машина, происходит обнищание чувств.
Американский социолог М. Лернелл считает, что мы живем в моральном междуцарствии. Девушки не знают, чего ждать от секса, а мир взрослых не способен дать точные образцы поведения. П. Сорокин писал, что сексуальная свобода ведет к анархии в этой области. Ж. Эллюль отмечает, что процесс массового включения женщин в трудовую деятельность таит опасность изменения сексуальных ролей, ведущего к борьбе полов. П. Вилье, говоря о трансформации многих обычаев в современном мире, выдвигает антифеминистские лозунги, приводя данные о росте числа распущенных женщин среднего возраста, напичканных глупостями из женских журналов и черпающих знание из бульварной литературы. Излагая свои взгляды в довольно грубой форме, он утверждает: молодые мужчины, которые от природы настроены на идеал женщины, способной на большое чувство, царевны из сказки, бегут прочь после первого близкого знакомства с современными молодыми женщинами.
Однако многие, наоборот, отмечают позитивное влияние современной культуры на секс. Э. Маккоби считает, что именно включение женщины в профессиональную деятельность развивает ее как личность, делает ее более привлекательной для сексуального партнерства. Результаты исследований Шнабля подтверждают этот вывод: женщины с высоким уровнем образования и нашедшие себя в профессиональном плане имеют более удачную сексуальную жизнь и стремятся к партнерству. По мнению Г. Маркузе, освобождение Эроса ведет к освобождению человечества, а сексуальная близость облагораживается любовью. И. Рейсе вообще считает, что наступил сексуальный ренессанс. В. Паккард говорит о большой привлекательности и жизнеспособности современной женщины. Многие исследователи отмечают, что идут процессы автономизации и десакрализации секса, эротизации массовой культуры, преобладает установка на «иметь больше», а не «быть больше». Защитники массовой культуры подчеркивают такие ее черты, как демократизм, стремление к равенству, желание сотрудничать, принцип партнерства.
Социологи различных стран, изучающие проблемы секса, единодушно замечают, что увеличивается численность женщин, переживающих оргазм, возрастает частота интимных отношений и продолжаются они до глубокой старости, расширяются сексуальные контакты, одобряются различные нормы интимной жизни.
Если подвести итоги анализа позитивных и негативных сторон новых сексуальных обычаев, то к позитивным сторонам следует отнести: рост сексуальной просвещенности, положительную оценку секса и тела (что заметно и в христианстве); более глубокие переживания и обогащение сексуальной жизни; увеличение возможностей лечения сексуальных расстройств; рациональное планирование рождаемости; заботу об арс аманди; утрату cтpaxa перед сексом.
Негативные стороны современной сексуальной нравственности включают автономизацию секса, соперничество полов, нажим на определенную 5аданность*"в сексуальном поведении, погоню за оргазмом как единственным смыслом интимных отношений, дезориентацию в системе сексуальных ценностей.
Позитивные установки относительно секса отражаются в науке, теологии, искусстве. Достаточно ознакомиться с религиозной литературой, чтобы отметить благосклонное отношение к сексу как ценности, что наметилось со II Ватиканского собора. Однако существует большая дифференциация установок относительно секса, что отражает многообразие ориентации и стилей воспитания в различных слоях общества. Для примера обратимся к религиозной публицистике в Польше. Автор книги «Христианское видение любви, брака и семьи» Вл. Скржидлевский, доминиканец, на высоком культурном уровне обосновывает христианские нормы, доброжелательно относится к сексу, телу, человеку. Он пишет об определенных нормах сексуального поведения на основе религии. При этом он проявляет глубокие знания в области психологии и социологии сексуальной жизни. Другие авторы, например К. Вишневска-Рошковска, В. Пултавска, К. Мейсснер, хотя и пишут об этих же проблемах, но при этом ощущается влияние ригоризма, пуританства и предубеждения к сексу, понимаемому скорее как источник опасности.
Документы, принятые Ватиканом по проблемам сексуальной этики раньше и сегодня, заметно различаются. Нормы, излагаемые в них, остались теми же (запрет мастурбации, добрачного и внебрачного сожительства, гомосексуализма, применения искусственных методов регулирования рождаемости, прерывания беременности), но стиль изложения сегодня уже совсем иной, менее сухой и менее ригористичный.
Секс в современной культуре стал иным, он на пороге новых изменений. Вопреки мнению пессимистов, предрекавших широкое распространение девиаций, нивелировку брака, исчезновение таких чувств, как верность, любовь, подавляющее большинство людей рассматривают любовь, брак, верность как высокую ценность.
Читайте в рубрике «Культуры народов»:
|