Половые отношения в массовой культуре

Массовая культура Массовая культура

Количество публикаций, посвященных массовой культуре, растет с каждым годом. Мы все больше узнаем о ее влиянии на формирование вкусов, потребностей, иерархию ценностей, стиль жизни. Прежние поколения заимствовали модели и образцы поведения (в том числе и сексуального) от своей среды, национальных и культурных традиций, уходящих в далекое прошлое. Существовала определенная устойчивость в этой передаче, что позволяет говорить о типичных для данной культуры установках относительно пола, секса, брака. В XX в. взрыв массовой культуры принес с собой новые модели и образцы поведения, охватил буквально весь мир. Столкновение традиционных и новых образцов поведения — одна из причин изменения сексуальных обычаев. В некоторых странах стандартизация культуры привела к тому, что новое, пришедшее извне, объединяет людей крепче, чем обычаи родной среды. Например, молодежь во многих странах мира создает свою субкультуру, имеющую много общих черт, поэтому ей легче найти общий язык, несмотря на имеющиеся различия. Миллионы людей, представителей разных стран, народов, культур, смотрят одни и те же фильмы, телевизионные передачи, слушают одну и ту же музыку и т. п. Информация как бы сузила мир, неудивительно, что сегодня мы говорим о глобальной цивилизации, «глобальной деревне» и т. д.

Существуют сторонники и противники массовой культуры. Горячим ее пропагандистом и теоретиком был Маклюэн. Он считал, что аудиовизуальные средства дают подлинный образ мира. Благодаря лавине информации мышление человека становится мышлением одновременности. Несколько иначе смотрел на эту проблему аристократ Ортега-и-Гассет, обвинявший массовую культуру в примитивизме, умственной лености, серости, конформизме, отсутствии культуры. Так же суров Эрнест Ван ден Гааг. По его мнению, массовая культура усредняет людей, искажает элитарную культуру, например классическую, подавляет индивидуальность.

Д. Полгэн обвиняет массовую культуру в интеллектуальном терроре и нетерпимом конформизме, фабрикации интеллектуальных макетов, приносящих с собой лишь тоску. Французский кардинал Ж. Даниелу сокрушается по поводу утраты литературной культуры и чрезмерного расширения популярной. Советский ученый И. Кон полагает, что массовая культура потрясла мир ценностей, навязала пансексуализм, лозунг «жить только для себя», феминизацию мужчин и маскулинизацию женщин. Существуют энтузиасты массовой культуры, которые подчеркивают ее заслуги в преодолении стереотипов и мифов, восходящих ко временам Древней Греции.

Однако не подлежит сомнению, что массовая культура является одним из процессов, стандартизирующих современный мир. В будущем она будет развиваться и расширяться. Современному человеку она несет определенное удовлетворение, чувство принадлежности к художественным ценностям. Она демократизирует общественные отношения, заполняет свободное время, противодействует скуке, пропагандирует определенные модели поведения, помогает наполнить пустые культурные ниши хотя бы каким-то содержанием. Для многих массовая культура заменила религию.

Хотя сексолог не должен быть специалистом по массовой культуре, однако он должен не только констатировать факт ее существования, ее влияния, но и ответить на вопросы: какое сексуальное содержание несет эта культура, каковы ее последствия для сексуального поведения?

Отличительной чертой массовой культуры является ее эротизм. Можно проследить, как от робкой демонстрации обнаженного тела пришли к открытому показу сексуальных сцен. Если присмотреться ближе к кинематографии, программам ТВ, журналам, научно-популярным публикациям, издаваемым во всем мире, то мы увидим, сколь широко представлена сексуальная тематика, преобладает натурализм в постановке вопросов пола, увеличивается информация о сексе, девиации и сексуальной патологии.

Секс становится обыденной темой массовой культуры, он открыто демонстрируется, в нем становится все меньше тайн. Рассуждения на тему оргазма можно найти в газетах разных стран, начиная от Канады и кончая Австралией. Обнаженное тело и сексуальная техника экспонируются на обложках многих журналов. Рассказы об интимных переживаниях, доходящие до эксхибиционизма, становятся обыденным явлением. На помощь массовой культуре пришли ученые, в том числе и сексологи. На одной и той же странице журнала мы находим кулинарные, сексуальные и политические рассуждения. О сексе открыто говорят в кино, прессе, беллетристике.

В одном и том же киоске продаются порнографические издания, «Кама Сутра», сексологические книги, сочинения Платона. Кабинеты врачей, исповедальни, опыт дедушек и бабушек заменяют советы специалистов, помещенные в прессе. Организаторы массовой культуры оказывают давление на специалистов, навязывая им темы, стиль изложения, чтобы завоевать большую популярность. Массовая культура закручивает спираль эротизма, нередко становясь рядом с порнографией. Другой типичной ее чертой является доступность для любого возраста.

Эротизация массовой культуры проявляется и в пропаганде новых форм сексуального поведения, отказе от разумных традиций, идей аскезы, умеренности. Массовая культура подвержена волнам моды на стиль ретро, на мелодрамы, мистицизм, паранормальные явления и т. д. Эти волны моды коснулись и секса, например волна моды на философию, религию, искусство стран Востока повлекла за собой публикацию различных произведений из сексуальных культур даосизма, буддизма, возникают клубы «посвященных» и т. д.

В 1972 г. в одной из статей по вопросам секса в массовой культуре Польши автор этих строк писал: «Эротизация нашей массовой культуры происходит постепенно и находится в настоящее время в эмбриональном состоянии... практика значительно опережает теорию». Сейчас ситуация существенно изменилась. Сексуальные темы присутствуют почти в каждом фильме, журнале, они обсуждаются в радиопередачах, еще больше их на ТВ, беллетристика смело описывает их, не оставляя ничего недосказанного (пример том"у — «Скиролавки» Ненацкого). В польской массовой культуре популяризируются самые различные направления секса: классическое, свободное, научное, оргиастическое (например, печатаются объявления, предлагающие обмен партнерами, групповой секс, любую девиацию), строгое, манихейское, натуралистическо-физиологическое (например, у Вислоцкой). Таким образом, секс включает различные направления, что объясняется влиянием наших многообразных культурных и социальных традиций.

В Польше процесс эротизации массовой культуры интерпретируется по-разному. Одни трактуют его как апокалиптическое видение нашего времени, другие — как свидетельство заката культуры Запада, болезнь благосостояния, бегство от социальных проблем и напряженности. Некоторые видят в нем экономические мотивы, направленность против пуританства и ригоризма, считают, что он позволяет давать адекватную оценку сексу, является символом новой нравственности, свободной от табу, от заторможенности.

Очевидно, эти интерпретации зависят от понимания назначения массовой культуры и культуры вообще. Если считается, что они подавляют личность, навязывают традиционные стереотипы, то в таком случае освобожденный секс выполняет терапевтическую функцию. Если же в них видят отход от европоцентризма, патриархальности, тогда эротизацию массовой культуры отождествляют с сексуальной эмансипацией. Если культура рассматривается как условно принятая определенная система обычаев, то тогда все становится относительным, стирается граница между нормой и патологией. Если культуру представлять как результат развития наших познавательных способностей, если она опирается на прогресс, стремится к общему благу, пробуждает любовь к другим людям, тогда естественными будут стремления ограничить в ней эгоистическую и потребительскую ориентации. Культура в таком случае будет выполнять положительную роль, вырабатывая позитивные образцы и модели поведения, ограничения в ней будут восприниматься как естественные, а секс рассматриваться в системе экзистенциальных ценностей, а не изолированно. Незаметно мы отошли от сексуального содержания массовой культуры и перешли к мотивам, которые побуждают одних творить, а других потреблять эту культуру.

Важным вопросом, касающимся влияния секса на массовую культуру, является вопрос о последствиях этого явления. Даже среди специалистов— исследователей этого вопроса нет единой точки зрения. Достаточно напомнить дискуссию о порнографии. По мнению одних, эротизация массовой культуры ведет к дегуманизации секса. По мнению других, она не несет никаких негативных последствий. Они отмечают скорее положительное воздействие, распад сексуальных стереотипов, что в свою очередь способствует более полной сексуальной жизни. Подводя итоги сказанного, можно выделить следующее:

  • популяризация секса массовой культурой изменяет к нему отношение почти у 25% ее реципиентов;
  • различные публикации являются источником сексуальных знаний почти у 65% молодых людей (в Польше их около 10%);
  • сексуальное знание, почерпнутое из массовой культуры, переносят в свое сексуальное воображение около 35%, а у 10% молодежи оно вызывает мастурбативное поведение;
  • фильмы с сексуальными мотивами формируют сексуальные установки у 50% молодежи, которая еще не имеет сексуального опыта или начинает его приобретать;
  • сексуальное содержание нередко связано с актами жестокости, а агрессия стимулирует сексуальную преступность;
  • визуальные сексуальные стимулы массовой культуры действуют главным образом на мужчин, что касается женщин, то они оказывают на них слабое влияние, но неоднократное их повторение начинает развивать и у них визуальное восприятие секса.

Как следует из приведенных выше данных, массовая культура не является единственным, решающим фактором, формирующим установки на секс. Однако она имеет настолько глубокое воздействие, в частности на молодежь, что должна рассматриваться как фактор, воспитывающий и формирующий отношение к сексу. Молодежь испытывает особенно большую потребность в массовой культуре, она ищет в ней философию жизни, образцы и модели поведения, стимулов и переживаний.

Культуры народов
Читайте в рубрике «Культуры народов»:
/ Половые отношения в массовой культуре