Секс в «культурах бедности»

Культура бедности Культура бедности

Представление о том, что сексуальное поведение обусловлено уровнем жизни, известно давно. Обыденное сознание приписывало богатым людям оргиастический образ жизни, а бедным — скромность, сдержанность. Исследования Кинси показали, что это не так. Сексуальные обычаи основываются на других принципах. Это видно на примере сексуального поведения в четырех культурах, которые можно отнести к «культуре бедных». Исследования этих культур провел американский антрополог Ли Рейнуотер.

В рамках рассматриваемых «культур бедности» изучались браки, заключенные в социальных группах, имеющих низкий материальный уровень. Брались такие страны, как Пуэрто-Рико, Англия, Мексика и США. Выбор этих стран обусловлен стремлением исследователя сравнить различные традиции, национальные особенности. Для примера изучались брачные церемонии индейцев Тепоцтлан, сельскохозяйственных рабочих плантаций сахарного тростника в Пуэрто-Рико, фабричных рабочих Англии, браки представителей низших слоев США.

Хотя исследования проводились в различных странах, их результаты во многом совпали. В этих культурах главная цель сексуального сожительства— доставить удовольствие мужчине. Что касается женщины, то к ее желанию относятся либо терпимо, либо оно оценивается негативно. Распространено мнение, что мужская натура требует сексуального опыта, а сожительство необходимо для ощущения счастья, удовлетворенности жизнью. Если этого нет дома, то его можно искать вне дома, у других женщин. К женщинам относятся недоверчиво, подозрительно, всех их наделяют такой чертой, как стремление изменять мужьям. Заниматься сексуальным воспитанием детей в школе считается ненужным занятием, в семейной среде оно также рассматривается как неуместное. Родители уверены, что лучшим источником сексуального образования сына является практический опыт. Девушкам внушают другие правила поведения: для них сексуальное образование не является необходимым. Матери никогда не говорят с дочками на сексуальные темы, даже о менструации и беременности. Все проявления любопытства или внимания к сексу у детей подавляются, а интерес к сексуальной физиологии (например, мастурбация) карается.

Для молодежи брак является большим событием, изменяющим социальный статус. Девушки мечтают о романтической любви, о хорошем муже, а для юношей брак означает стать взрослым человеком. Позиция родителей чаще расходится с этими ожиданиями, ибо родители не стремятся укрепить у молодежи чувство самостоятельности, независимости, часто оказывают давление на решение дочери.

Так называемый медовый месяц является источником многих проблем и для женщин связан с трудностями сексуальной адаптации. Для мужчины сексуальное сожительство является важным и укрепляет в нем представление о своем мужестве, вводит его в мир взрослых, но жена не является для него единственной сексуальной партнершей. Муж не ждет от нее страсти и проявлений сексуальных потребностей. Впрочем, они могут быть дурно истолкованы и стать причиной ссоры. Мужей обычно не беспокоит отсутствие у жен сексуального удовлетворения и оргазма, потребности в сексуальных контактах. Сожительство бедно как по форме, так и по способам возбуждения, чаще всего применяется классическая позиция. Часто отношению не предшествуют ласки. Мужчины знают различную сексуальную технику, но предпочитают ее использовать при внебрачных сексуальных контактах.

Женщины — представительницы этих четырех культур — единодушно утверждают, что секс не является для них источником какого-либо удовольствия. Сексуальная близость для них скорее отягощающая обязанность. Они отвергают секс и трактуют его как некое принуждение, нередко прибегают к различным уловкам, чтобы избежать сожительства, стараются его ограничить. Для этих женщин оргазм не является источником позитивных переживаний, к нему они относятся отрицательно, ибо убеждены, что с ним связана возможность беременности. Переживание оргазма подавляется, так как экспрессивно реагирующая на него женщина оценивается мужем негативно. Неудивительно, что у женщин часто встречается отрицательное отношение к оргазму.

Внебрачные контакты мужей одобряются, если они не расшатывают стабильность семьи, не снижают ее жизненный уровень. Чаще всего их партнершами являются проститутки, одинокие, разведенные женщины, а иногда и замужние. В последнем случае эта связь скрывается, если о ней становится известно, то такая связь осуждается. Конечно, в первую очередь осуждают поведение не мужчины, а женщины.

Сегрегация браков не ограничивается только сексуальной сферой, а распространяется на социальные контакты и образ жизни. Каждая семья имеет свой круг знакомств, общения, члены ее заняты конкретными видами деятельности. Женщины живут в кругу семьи и родственников, в них воспитывается чувство принадлежности к окружающим их людям, они видят в них опору и смысл своего существования. Мужчины также замыкаются в кругу семьи, друзей, тесные семейные связи создают своеобразную систему социального контроля. В случае ослабления таких связей (например, в результате переселения) отмечается тенденция к укреплению брачных уз, жены становятся более требовательными к мужьям.

Можно сказать, что определенные образцы семейных связей удовлетворяют важнейшие чувственные потребности, способствуют установлению определенных контактов между супругами. Если влияние устоявшихся семейных связей ослабевает, то возрастают потребности в партнерских связях, повышается интерес к сексу и у женщин. Именно тогда мужчина начинает интересоваться сексуальными желаниями партнерши и перестает быть только потребителем, женщина же начинает осознавать прелесть тепла и ласки.

Возникает вопрос: почему жизнь в большой семье отрицательно влияет на супружеские и сексуальные узы, разделяет партнеров, ограничивает их? Существует гипотеза, объясняющая этот механизм. Рейнуотер считает, что в рассматриваемых культурах, ориентированных на мужчину и его престиж, организованные семейные связи навязывают ему потребность иметь авторитет. Мужчина не заинтересован в ситуации, когда он должен удовлетворять ожидания, потребности и желания жены. Он стремится избегать стресса, каким является соревнование с другими мужчинами за чувства женщины. Супружеская обособленность, сексуальное табу и модель асексуальной, сдержанной женщины создают для мужчины безопасный и мало чего от него требующий мир. Семья не посвящается в дела секса и не может при такой ситуации оказывать какое-либо давление на мужчину.

Таким образом, мы имеем дело с определенным типом культуры, где бедность людей требует взаимопомощи семейного клана и укрепления взаимных контактов. Мужчина и женщина с детства живут в кругу большой семьи, а после вступления в брак и дальше поддерживают контакты с большинством ее членов. Семья образует своеобразную систему социального контроля, чувственных связей, которые являются источником безопасности и опоры. Потребности удовлетворять эти чувства в браке нет. Кроме того, тесные семейные связи должны создавать так называемые предохранительные клапаны для мужского престижа. Подавление секса у женщин, навязывание им определенного образца женственности рождают у мужчин чувство безопасности, позволяют избегать нажима семьи в сфере сексуального поведения.

Исследования, проведенные в этих культурах, показывают, что не факт бедности ограничивает сексуальное поведение, а существующая здесь определенная структура семьи. Зная это, можно лучше понять современные изменения в обычаях, ибо сексуальная революция, развитие различных форм сексуального поведения происходят во всех общностях, в которых семейные связи ослабевают. Считается, что имеет место и обратная связь — большая сексуальная свобода является вызовом для семьи, для укрепления связей между поколениями. Эта проблема очень сложна. С одной стороны, уменьшение влияния семьи сопровождается ростом приватизации жизни, потребностью в интимности, поисками опоры у партнера, развивает интерес к сексу. С другой стороны, растущая степень приватизации, сексуальных потребностей при ограниченных семейных связях может ослаблять устойчивость партнерских уз — в случае, когда партнер не удовлетворяет ожиданий. Это явление характерно и для нас. Жизнь в кругу большой семьи служит определенным видом защиты, барьером на пути новых сексуальных контактов.

Многие сходные черты в структуре партнерских, сексуальных связей в рассмотренных культурах различных стран показывают, что сексуальное поведение в значительной степени определяется социальными факторами и уровнем жизни.

Типы сексуальной культуры
Читайте в рубрике «Типы сексуальной культуры»:
/ Секс в «культурах бедности»
Рубрики раздела
Лучшие по просмотрам