Мистические культуры

Шива и Шакти Шива и Шакти

Эти культуры столь загадочные, что сегодня привлекают к себе огромное внимание. Если увлечение Востоком в предшествующие века касалось лишь аристократических кругов, богемы, интеллектуалов, то сейчас оно распространилось на молодежную среду. Как грибы после дождя возникают новые секты, религиозные группы, объединяющиеся вокруг различных настоящих или мнимых гуру, монахов и т. д. Много интересных сведений на эту тему сообщает Ст. Токарский в книге «Восток и контркультуры». Мода на восточную культуру докатилась и до Европы. Здесь существует много сект, групп, разделяющих идеи буддизма, индуизма и другие. Появились книги по психотерапии, основывающиеся на методах, рекомендуемых восточными религиозно-философскими школами. В них имеются разделы, посвященные вопросам секса, половым расстройствам. На Западе число работ на эти темы растет лавинообразно, и трудно сказать, имеем ли мы здесь дело только с модой, контркультурой или с желанием человека Запада осваивать мистическую жизненную ориентацию. Мы ставим задачу не дать причинный анализ интереса к Востоку, а кратко описать восточные мистические культуры. С этим типом культуры читатели обычно отождествляют книгу «Кама Сутра». Существует несколько таких культур, и к важнейшим из них принадлежат даосизм и тантризм. Последним мы уделим большее внимание. Ясно, что описание сексуального поведения требует предварительного общего освещения сущности данной культуры, без этого нельзя понять смысл такого поведения.

Даосизм относится к великим культурным традициям Китая, он возник в VI в. до н. э. Сегодня его идеи разделяют десятки миллионов людей. Хотя даосизм претерпел некоторые изменения, он является какчбы живой традицией. В сфере сексуального поведения даосизм проявляет большое разнообразие, проповедует идею единства сексуальной сферы и мистической ориентации. В своем изложении мы будем опираться на труды Раусона и Легеза, Иолана и переведенные даосские тексты, предоставленные нам друзьями.

Даосизм понимает мир как неисчерпаемый, неизмеримый комплекс энергии. Каждый человек при взаимодействии с окружающим миром действует как гибкая система. Тело находится в постоянном изменении. Дао напоминает непрерывно меняющуюся, цельную ткань. Трудно дать этому понятию определение, оно имеет много значений, но чаще повторяется такое качество дао, как разнородность, разнообразие. Цель даоса — научиться использовать свои чувства и способности, чтобы постигать формы дао и гармонически с ними соединяться. Этому способствует искусство и литература, которые, имея познавательную и эстетическую ценность, являются эманацией дао. Один из основных аспектов этой философии — противопоставление инь и ян, хотя между ними и нет четкой границы. Они полярно противоположны и их постоянная пульсация составляет принцип развития. Инь — женский, темный, черный, бездонный, глубокий — преобладает в тучах, воде, сосудах, плодах, многих животных. Ян — мужской, красный, светящийся, высокий, небесный — преобладает в драконе, птице, баране, петухе, лете, ь горах... Целью упражнений и саморазвития в дао является гармония между человеком и окружающим его миром. Основа этой гармонии — равновесие между инь и ян. Символически ее представляет богатое искусство, мотивом является Небо, Земля и между ними Человек.

В жизни китайцев секс всегда занимал значительное место. Полигамия была довольно распространена среди богатых людей, что было связано с системой верований, отражавших свойства земли. Женщины часто отождествлялись с землей (инь), поэтому мужчина, обладая несколькими женщинами, как бы утверждал свой статус. В полигамной связи один мужчина должен был удовлетворять многих женщин, не доводя себя до состояния истощения. *Это было очень важно, ибо обязанность мужчины, сохраняя мир в доме, оберегать свой престиж. В основе мотива явно лежал известный принцип дао: задача мужчины состоит в удовлетворении женщины, обеспечении ее потребности в наслаждении, при сохранении способности избегать семяизвержения. Это приводило к тому, что мужчина прибегал к различным сексуальным практикам.

Согласно концепции дао, сексуальные эссенции выделяются мужчиной и женщиной, находящимися в состоянии сексуального возбуждения. Они освобождаются в ходе оргазма, что позволяет партнеру впитать энергию «противоположного злака». Чтобы достигнуть высшего уровня совершенства, необходимо поглощать большое количество энергии противоположного пола. Неудивительно, что в концепции дао сексуальной жизни уделялось большое внимание. Многочисленные учебники аре аманди содержали подробные инструкции, касающиеся частоты сожительства, времени года и дня, а также соответствующего возраста для сексуальных практик. Говорилось о сексуальной технике, приносящей максимум наслаждения. К предварительным ласкам относились весьма серьезно, ибо считалось, что они стимулируют выделение энергии. Это выделение происходит в оргазме, кульминационном моменте сближения.

В даосизме существует богатый сексуальный словарь, касающийся анатомии, физиологии, сексуальной техники. Например, глубина влагалища имеет несколько определений: струна лютни, маленький ручеек, черная жемчужина, дно долины, внутренние двери, северный полюс. Ярким, образным языком названы фрикционные движения члена во влагалище: раскрытие устрицы (движение вперед и назад), отодвигание камней (движение вниз и к клитору), движения в стороны, свободные, быстрые, медленные и т. д. В момент сношения партнеры стараются вызвать друг у друга возбуждение, применяя различные положения, позиции с красочными названиями: «полет чайки над высоким берегом», «баран, бодающий дерево», «обратный полет уток», «обезьяна, плачущая на ветке сосны», «кот и мышка в норке», «бамбук у алтаря». Рекомендуется медленные движения чередовать с резкими. Медленные движения должны напоминать «движения толстого карпа, окованного металлом», а быстрые движения — «полет птицы по ветру». Они должны быть разнообразными, что зависит от чувства к партнеру, настроения, взаимных ожиданий. Этим движениям даются многочисленные определения, например «отважный воин, пробирающийся через отряды врагов», «открывать устрицу в поисках жемчужины» и т. д.

Для обозначения половых органов существует богатая символика. Мужским половым органам, например, дают такие названия: красная птица, голова черепахи, выпуклый гриб, столб из ясписа и т. п., женским органам: персик, раскрытый цветок пиона, золотой лотос, красная раковина, секретный сосуд и др. Многие названия вещей, растений и животных символизируют, с одной стороны, различное сексуальное поведение и сексуальные реакции, с другой стороны, они говорят о том, что наделены энергией, присущей акту любви, поэтому себя надо окружать этими предметами, изображать их в произведениях искусства.

По даосизму, сексуальное сближение укрепляет ян и инь обоих полов. В этот момент мужчина собирает из уст и грудей женщины выделяемую ею энергию инь. Во время оргазма поток энергии протекает из глубины тела женщины к половому органу мужчины, а из тела мужчины во влагалище женщины, результатом оргазма является полный обмен энергией между любовниками, а инь и ян становятся единым, объединяются. Это соединение обеспечивает жизнеспособность и долговечность.

Секс в дао имеет высшее измерение и неразрывно связан с мистицизмом. Выражением этого является медитация. К познанию дао приходят путем сосредоточенного размышления о своем внутреннем духовном мире. Целью медитации является соединение внутреннего и внешнего. Человек преодолевает границу между ними и становится бессмертным. Фазы медитации охватывают как бы три уровня. На первом уровне благодаря сексуальным контактам накапливается необходимая энергия для последующих изменений. Все, что окружает человека, также излучает сексуальную энергию. Следует учиться искусству добывать и впитывать ее посредством обонятельных, зрительных, звуковых впечатлений. Этим, между прочим, объясняется особая значимость кулинарного искусства. Сексуальная жизнь является необходимым элементом медитации.

Потребность в сборе как можно большего количества энергии инь и ян приводит к тому, что тот, кто желает быть совершенным, стремится вызвать и продлить оргазм как можно у большего числа партнеров, стараясь одновременно сохранить собственную энергию, т. е. сдержать свой оргазм. Однако многие из мыслителей даосизма считают, что это дегуманизирует сексуальные узы и сводит их только к энергетическому уровню. Существовали различные школы, рекомендующие экономить, сохранять сексуальную энергию. Одни рекомендовали воздержание, другие — большую частоту сожительства, но чтобы при этом мужчина избегал эякуляции.

Сформировался образ «сексуального героя». Им становится не спортивного склада юноша, а зрелый мужчина с крупным, добротным телосложением, обладающий способностью «дан-де, иен», позволяющей контролировать свои сексуальные реакции. Умение это достигалось в результате многочисленных сложных упражнений. Рекомендовалось применять три неглубоких фрикционных движения и одно глубокое, а затем их многократно повторять. Важная роль отводилась контролю за дыханием. Рекомендовалось закрывать глаза и рот, глубоко дышать через нос. Если мужчина чувствовал приближение семяизвержения, то он должен был поднять бедра, легко выйти из влагалища, не делать движений, дышать диафрагмой, сжимать мышцы низа живота и думать о сохранении семени как ценности. Цель этого метода — совершить «2000 любовных движений», а «рекордсмены» могли их совершить даже 5000. Другая техника задержки семяизвержения состояла в зажиме мужчиной указательным и средним пальцами левой руки члена между пахом и анусом в течение 3—4 минут при глубоком дыхании.

В случае нарушения эрекции практиковалась концентрация внимания на теле партнерши, рекомендовалось ласкать ее эрогенные сферы, применять орально-генитальные ласки и так называемый мягкий вход, т. е. введение члена в состоянии неполной эрекции во влагалище, при этом пальцы мужчины образовывали «обруч» у низа члена.

Арс аманди в даосизме можно свести к нескольким важнейшим рекомендациям: редкое излияние семени, отработка оргазма у мужчины без семяизвержения, умение глубоко и правильно дышать, чувство безопасности и согласия партнера, оптимальная температура окружающей среды, наполненность желудка, развитие чувства обоняния и касания, богатое словесное общение между партнерами. Целью сожительства является удовлетворение женщины без истощения мужчины, способность выполнять «тысячи любовных движений», сексуальный экстаз двух тел и душ, соединяющихся в поэтическом восторге. Опосредованной целью сожительства является переход в высшие мистические состояния в результате обретения необходимого количества энергии.

При поверхностном знакомстве с даосизмом может сложиться впечатление, что это утонченная сексуальная культура, целью которой является достижение совершенства сексуальной техники, максимальное продление длительности сожительства. Такое знакомство не может раскрыть мистическое и философское содержание даосизма. Секс в даосизме нашел отражение в произведениях искусства и литературы. Здесь были созданы многочисленные символы. Образ пары в любовном соединении, характерные позиции сожительства, различные знаки, прочесть которые могут лишь посвященные. Например, цветы сливы являются символом сексуальной жизненности, распустившийся цветок пиона символизирует женский сексуализм, позиция «осенние дни» (мужчина полулежит, женщина сидит на нем) облегчает медитацию, в этой позиции партнеры не смотрят друг на друга, они погружены в мистическое созерцание. Ложе с декоративными трещинами выражает пробуждение мужской энергии, стимулирующей интеллект. Сексуальное искусство в даосизме имеет мистический характер. Его освоение требует длительного обучения, взаимного совершенствования партнеров. Секс в даосизме — это мистическое погружение в Великое Всеобщее, это путь, а не цель.

Типы сексуальной культуры
Читайте в рубрике «Типы сексуальной культуры»:
/ Мистические культуры