Культуры любовников
Обычаи, разрешающие внебрачные связи, существуют в различных культурах. Мотивы здесь также различны. Чаще всего это двойная мораль традиционных патриархальных культур, где лишь мужчина мог иметь внебрачные контакты, женщине это запрещалось. При этом ссылались на различие мужской и женской психики, утверждали, что мужчина от природы полигамичен и его свободное поведение не влечет за собой больших осложнений для брака, ибо мужчина более рационален и ответствен. Что касается женщин, то считалось, что их чувственная, слабая, незрелая психика должна охраняться опекуном и господином — мужчиной и законом. Поэтому и право по-разному трактовало внебрачные контакты, сурово наказывая женщин, мягко или никак не наказывая мужчин.
Люди старших поколений хорошо помнят, что так подходили к этому не только в обыденной жизни. Законодательство различных стран Европы отстаивало такую точку зрения. О том, что такой подход еще не отошел в историю, свидетельствуют обычаи современной Италии, Испании и многих других стран. В Бразилии в 80-х годах были широко распространены процессы женоубийц — мужья убивали своих жен в отместку за измену. Процессы эти завершались символическими наказаниями, а судьи и адвокаты, защищающие убийц, в один голос утверждали, что место жены в доме, она должна подчиняться мужу. Если же жена убивала мужа по такому же мотиву, то ее наказывали более сурово.
В Бразилии общественное движение женщин, протестуя против такого подхода, раскрыло тысячи приговоров, свидетельствующих о сегрегации полов и показывающих существующую дифференциацию нравов, оказывающую давление на правовую систему.
Одобрение внебрачных связей являлось характерной чертой так называемой придворной культуры аристократических кругов, а при дворе последних Людовиков они практически стали нравственной обязанностью. В среде аристократов брак часто преследовал династические цели, а личные симпатии могли проявляться вне брака. Подобные примеры можно умножать. И в старой Европе культура провансальских трубадуров XII—XIII вв. также одобряла внебрачные связи. Во времена, от нас менее отдаленные, сельские жители, например Польши, смотрели сквозь пальцы на женщин, имеющих любовников в период, когда муж находился на военной службе или работал на дальней стороне. Любовник опекал хозяйку и умножал семейное имущество, здесь налицо экономический мотив, а также действие стереотипа слабой женщины, требующей опеки со стороны мужчины.
Культуры любовников можно встретить во многих традициях, дошедших до наших дней. В качестве примера мы рассмотрим такую традицию в культуре народа туру, опираясь на исследования, которые в течение 15 месяцев в 1959—1960 годах проводил американский антрополог Г. Шнейдер. Народ туру живет в Танзании, говорит на языке банту, его численность около 175 000 человек. В основном он занимается возделыванием тростника, проса, выращиванием крупного рогатого скота, овец, коз. Любовные отношения обозначаются понятием мбуйя и касаются взрослых, живущих в браке. Возраст биологической инициации ранний, девочки на десятом году жизни подвергаются операции клиторидектомии и после этого выходят замуж.
Мбуйя тесно связано с жизнью и сознанием этого народа. Оно выражается в тайном ритуале имаа, где происходит посвящение женщин в суть их семейной, эмоциональной и сексуальной жизни. Если кто-то хочет вступить с кем-то в эротическую связь, то он периодически дарит подарки, что определяется символическим названием «гембес». Общество требует от женщин нравственного поведения, но терпима и их агрессивность, когда они завлекают будущих любовников. Если женщина просит у мужчины мотыгу, ворует его сандалии, то это означает, что она желает его в качестве сексуального партнера. Однако окончательный призыв к контакту с женщиной должен исходить от мужчины.
Интересующиеся друг другом лица стараются встречаться в доме женщины, в лесу, в местах свиданий, но не в доме мужчины. Сексуальные контакты происходят менее сдержанно, с большим разнообразием, чем в браке, где секс менее богат. В браке партнеры чаще всего принимают типичную позу: муж лежит на правом боку, его жена на левом, любовники же применяют различные позиции. Это характерно и для европейских обычаев. Кокотт, исследуя технику сожительства замужних пар и внебрачных связей, тоже отмечает богатство форм и свободу во внебрачных контактах.
Мужчины туру одобряют увлечения жен, но в таких случаях заботятся о соблюдении приличий, даже если роман стал широко известен. Почему же хранится в тайне любовное приключение жены? Вероятно, потому, что она должна оберегать чувства мужа, даже если он не вполне соглашается со своей ролью рогоносца.
О мбуйи свидетельствует в определенном смысле танец уйума нгои, исполняемый в ритуальный день племени, посвященный обрезанию девочек. Танец в этот день исполняется два раза, первый раз в нем участвуют только женщины, второй раз — и мужчины и женщины. Во время второго танца женщина стоит прочно левой ногой на земле, правая нога поднята. Ее партнер стоит между ее ног и в то же время, когда женщина опирается своими руками на его плечи или талию, его руки направлены в сторону ее генитальной области. В этой позиции пара имитирует сексуальный контакт и ритмически вращает бедрами.
В романах, о которых идет речь, есть определенные ограничения. Мужчине и женщине, находящимся во второй ступени родства, обычай запрещает вступать в любовную связь. Это родство является первым ответвлением от группы братьев, которая состоит из лиц, имеющих общего предка 5 поколений назад. Все мужчины этой ступени родства являются братьями, их жены являются женами каждого из них. Хотя обычай и не запрещает сожительство с женами братьев, чаще всего к этому не прибегают. Мужчины туру, как правило, ищут любовниц вне круга второй ступени родства. Они выбирают их из ближайших мест. Таким образом, во избежание кровосмешения существует определенное табу.
Согласно обычаям туру, любовники действуют тайно. Муж не может обвинить любовника своей жены без доказательств. Он может это сделать только в том случае, если застанет их вместе. Тогда он имеет право потребовать вознаграждения в размере или двух яловых коров, если нарушено табу кровосмешения, или шести коз, если оно не было нарушено. Если муж одобряет роман жены, то он говорит, что не будет преследовать любовников. Правда, он может положить конец этому роману, но в жизни к этому прибегают редко. В период продолжения романа любовники встречаются тайно, дарят друг другу подарки. Муж и любовник жены дружат между собой, поочередно приглашают друг друга на пиво, оказывают помощь в постройке дома, сельхозработах и т. д. Любовница также дружит с женой своего любовника, участвует во всех ее домашних делах. Идеальный роман — это тот, который ограничен сексом и обменом подарками. Он не должен нарушать отношений между супругами.
У туру стабильность семьи опирается на постоянство брака и чувства жены к мужу. Женщина не только зависит от мужа, но и ее отец и братья не теряют над ней семейного контроля. Брак является арендой жены мужем взамен приданого. Отношения между супругами строятся на практической основе, а брак сохраняется благодаря взаимному удовлетворению. Жены поощряются к послушанию мужей. Вся жизнь женщины» начиная от ритуала обрезания, первой менструации, тайного ритуала имаа зрелых женщин, подчинена жизни мужчины.
Что лежит в основе таких обычаев? По нашему мнению, решающим в данном случае является понимание брака как контракта, когда возникновение чувства любви, привязанности супругов друг к другу проблематичны. Другой причиной служит психическое одиночество жен. заставляющее их держаться вместе, помогать друг другу, стремление сохранить равновесие в контактах мужчина — женщина как в браке, так и вне его. Это, видимо, и обусловливает существование романов, удовлетворяющих эмоциональные потребности, но не представляющих угрозу для домашнего очага.
Отсутствие эмоциональных проявлений в рамках брака, поиски их вне его являются общей причиной многих романов независимо от типа культуры, в частности такого, где в основе брака лежит договор, а не узы любви, партнерства, дружбы.
Читайте в рубрике «Типы сексуальной культуры»:
|