Сексуальное поведение в мире
Секс принадлежит к числу основных биологических потребностей, обусловливающих существование рода. Это также основная психическая потребность, тесно связанная с потребностями любви, уз, безопасности, чувства собственной ценности. Он является одним из важнейших механизмов общественной жизни. Казалось бы, что такая важная сфера существования человека и общества должна находиться в центре внимания науки, смежных дисциплин. Обзор имеющихся исследований, посвященных сексуальному поведению человека, свидетельствует о противоположном, и это представляется странным.
Р. Сьюггс и Д. Маршалл утверждают, что это объясняется позицией многих ученых, для которых секс является табу и которые не хотят вести исследования в этой области. Подобная ситуация существует и в Польше. Достаточно просмотреть хотя бы работы синологов, египтологов и т. д., чтобы отметить, что вопросы секса здесь почти не освещаются, но ни одну культуру нельзя рассматривать в изоляции от данной темы. Кроме нежелания исследовать сексуальное поведение существует еще и своеобразная позиция, выражающаяся в трактовке секса полушутя-полусерьезно, с усмешкой. Такая позиция также не способствует проведению научных исследований, не помогает тем ученым, которые всерьез интересуются этой сферой жизни человека.
Из всех направлений сексологии (климатической, судебной, социальной, психофизиологической) именно сексология культур является особенно убогой, и работ, посвященных ей, в мире пока мало. В основном в них доминирует тема семьи, брака, анализ культур, а конкретного анализа сексуального поведения почти нет. На пути подобных исследований стоит и религиозный барьер — для многих противоречие между результатами научных исследований и их вероисповеданием, страх перед негативной оценкой их исследований приводят к тому, что сексуальные темы являются скорее хобби, чем исследовательской страстью. Анализ известных нам работ, посвященных сравнительной сексологии, транскультурной сексологии, позволяет утверждать, что их мало по сравнению с другими областями науки, они разбросаны по различным монографиям, но во многом сходны, что позволяет выделять общие черты сексуального поведения людей всего мира.
Детский секс. Интерес к другому полу, анатомическому строению, стремление к играм, имеющим сексуальный характер, с ровесниками противоположного пола распространены повсеместно. Во многих культурах дети получают богатую информацию о сексе от старших, родственников, путем наблюдения поведения взрослых, несколько в меньшем объеме в форме практического опыта. Они чувствуют сексуальное возбуждение, а часть из них способна переживать оргазм. Мастурбация у детей встречается редко. Она охватывает небольшую популяцию детей и вытекает из психических, ситуативных мотивов, но в культуре не получает одобрения. Трудно сказать, как дети находят сексуальные контакты с представителями мира взрослых. Кровосмешение, педофилия отвергаются в большинстве культур. В так называемых примитивных обществах контакты взрослых мужчин с девочками встречаются чаще, они, как правило, предшествуют половой зрелости.
Мастурбация. Результаты исследований показывают, что в обществах, где существует либеральное отношение к добрачным и внебрачным контактам, мастурбация не получает широкого распространения. Мастурбация отвергается во многих примитивных культурах, трактуется как поведение, ставящее человека в смешное положение. Это можно объяснить тем, что период биологического созревания и сексуальной инициации очень короткий, мастурбация здесь исключается, так как нет проблемы в установлении контактов с партнером. В культурах, где между периодами биологической, психической и социальной зрелости существует большой разрыв, независимо от верований и типа культуры мастурбация распространена более широко. В большинстве культур мастурбация состоит в возбуждении половых органов с помощью рук.
Сексуальные сновидения. Сновидения, имеющие сексуальное содержание, связанные с переживанием оргазма, общеизвестны. Частота их сравнительно мала, но растет в случае принудительного прекращения сожительства. Анализ сексуальных символов свидетельствует о существовании общекультурного содержания (например, трости, кусты, вода, различные животные), а также символов, принадлежащих только данной культуре и понятных только для ее членов,— касается это тотемов, сексуальных табу и т. д.
Сексуальные ласки. Наиболее часто встречается возбуждение мужчиной руками женской груди и генитальных областей. Возбуждение члена руками— это повсеместное явление среди сексуально опытных женщин. Раздражение половых органов женщины устами мужчины часто встречается в культурах Океании, богато развитых культурах Азии, а сейчас и в культурах Запада. Возбуждение половых органов мужчины женщиной с помощью уст встречается реже. Во многих неевропейских культурах не признаются поцелуи в губы. Помещение полового члена между ног женщины является частой формой ласки в Северной Африке.
От 20 до 50% лиц переживает оргазм, применяя различные формы ласки в добрачный период. У лиц, живущих в браке, оргазм в результате применения ласки переживает около 75—85% женщин. В большинстве культур время осуществления различных форм ласки сокращается по мере адаптации и времени совместного проживания данной пары. Существуют культуры, в которых фаза ласки очень широка и многообразна (даосизм, тантризм), и культуры, которые сводят ласки к минимуму (некоторые культуры народов Океании).
Добрачное сожительство. В принципе большинство культур одобряет сексуальные контакты в добрачный период, но часто это сопровождается определенными оговорками. Как правило, во многих культурах снисходительно относятся к добрачному сожительству мужчин, это касается также и тех культур, которые из религиозных соображений не одобряют сожительства до брака. Существуют культуры, в частности в Азии, где женщине вообще запрещено было сожительствовать до брака. Отсутствие доказательств девственности после брачной ночи было основанием объявить брак недействительным.
В культурах Индии, где браки заключались на основе родительского соглашения и часто вступающие в брак молодые люди вообще не знали друг друга, женщины не имели добрачных сексуальных контактов. В культурах, требующих девственности у жены, добрачное сожительство не являлось большой проблемой, ибо между достижением биологической зрелости и возрастом вступления в брак не было большого перерыва.
В христианской культуре существует определенная дистанция между теорией и практикой. Существующий запрет контактов до брака не соблюдается большинством мужчин, а также и многими женщинами. Следует отметить, что сожительство до брака с партнером, который станет супругом или супругой, воспринимается терпимо, а сексуальные контакты в рамках свободных связей осуждаются. Сегодня в обществах Запада не существует запрета на добрачные контакты. Исследования, проведенные в 1975—1983 годах во Франции, США, ФРГ, показали, что 75—92% одобряют добрачное сожительство. Оно рассматривается как частное дело, находящееся вне компетенции церкви. Это касается как женщин, так и мужчин.
Сексуальное сожительство в браке. В подавляющем большинстве культур сожительство супругов является доминирующей формой сексуальной активности взрослых. Типичная частота сожительства колеблется от 2 до 5 раз в неделю в большинстве обществ. Сожительство чаще всего происходит дома, вечером, перед сном. В странах Запада наивысшая частота проявляется у англичан, скандинавов, самая низкая у немцев. Частота сношений и время, посвящаемое ласкам, предваряющим сношение, по мере продолжительности брака постепенно уменьшаются.
Внебрачное сожительство. В большинстве культур существуют ограничения для внебрачных контактов женщин и в то же время терпимое отношение к внебрачным сексуальным контактам мужчин.
Сожительство в пожилом возрасте. Большинство обществ одобряет сексуальное сожительство в позднем возрасте. Если отсутствует постоянный партнер (вдовство, развод и т. д.), большинство культур одобряет поиски контактов с другим партнером. Исследования Винна и Ньютона показали, что 28 культур одобряют сексуальное сожительство пожилых мужчин (Китай, Тибет, Индия, бедуины, навахо, Окинава), а в нескольких из них одобряется сожительство пожилых мужчин с молодыми женщинами (Самоа). В 26 культурах одобряются сексуальные контакты пожилых женщин (культуры Полинезии, Индии, Новой Гвинеи), а в 7 из них — пожилых женщин с молодыми мужчинами.
Исследования, проведенные в странах Запада, показывают, что сексуальная активность в пожилом возрасте по сравнению с прошлыми годами растет. Она к тому же одобряется и оценивается как позитивный факт, необходимый для здоровья, психического удовлетворения. Она продлевает время жизни, в течение которого сохраняется сексуальная активность.
Позиции сожительства. Позиции, применяемые в сожительстве, менее дифференцированы, чем казалось бы. Наиболее типичной для большинства культур является классическая позиция. В Меланезии, Австралии часто практикуется позиция, когда женщина лежит на спине, а мужчина сидит на корточках между ее бедрами. Орализм чаще всего встречается в Азии, Океании, Северной Африке и в обществах Запада. Негры в Северной Африке часто применяют позицию между бедер (как метод, позволяющий контролировать рождаемость?). Анальные контакты встречались у инков, сегодня чаще всего они характерны для молодых пар в США. В обществах Запада часто изменяют позиции во внебрачных контактах, в публичных домах. Боковые позиции характерны для культур Африки, Азии, а позиции сзади— для древних аграрных культур, Древнего Рима.
Оргазм. Для мужчин оргазм является синонимом сношения, у женщин заметна его обусловленность культурой. В репрессивных, пуританских культурах он встречается редко, в культурах мистических, аполлоновских, либеральных — у большинства женщин. В культурах Полинезии оргазм у женщин так же част, как и у их партнеров. Многократный оргазм встречается вообще крайне редко. Чаще всего он характерен для женщин и почти отсутствует у мужчин. В культурах Запада длительное время оргазм, возникавший при стимуляции клитора, считался незрелым, оргазм же, возникавший в ходе сношения, являлся нормой. Сегодня этот стереотип преодолен, и большинство молодых супругов применяют различные способы достижения оргазма. В некоторых культурах Полинезии и Африки в результате клиторидектомии у женщин оргазм достигается только в ходе сношения, а предварительные ласки состоят в массировании генитальных областей.
Гомосексуализм. Он встречается в большинстве культур. Около 2/з так называемых примитивных культур одобряют гомосексуальные связи. В других культурах в оценках гомосексуализма существуют большие расхождения— от полного отрицания до полного одобрения. Чаще всего гомосексуальные склонности проявляют мужчины. На Западе гомосексуализм в чистом виде встречается чаще, преобладает в нем орализм. Анальные гомосексуальные контакты характерны для менее развитых обществ.
Сексуальные девиации. Мифология многих культур содержит примеры девиации, в частности зоофилии у женщин, хотя на практике девиации довольно редки. Чем выше уровень урбанизации, развития общества, тем чаще встречаются девиации. За пределами Запада почти не распространены фетишизм, эксхибиционизм, вуаеризм.
Анализ сексуального поведения в культурах мира позволяет утверждать, что явно доминирует гетеросексуальная активность в рамках супружеского союза. Секс в браке (частота контактов, стиль ласки, позиции, интимность) проявляет большое сходство. Сексуальное поведение в обществах определяется конкретным содержанием нравственных норм, обычаями, религиозным давлением, которые подчиняют секс принципам общественной жизни.
Читайте в рубрике «Типы сексуальной культуры»:
|
Пилотки оптом москва
promo-optom.ru