Репрессивные культуры

Ирландская община в Гелтечтеч Ирландская община в Гелтечтеч

В мозаике различных сексуальных культур мира есть культуры, в которых секс всячески подавляется. Такие культуры противоположны оргиастическим культурам. Правда, репрессивные культуры встречаются редко, второстепенны по отношению к современным эротическим обычаям, однако они существуют во всех уголках мира. Для примера рассмотрим репрессивный секс в ирландской общине в Гелтечтеч (Инис Биг), используя материалы исследований, проведенных в 70-е годы XX в. американским антропологом Д. Мессенджером.

Данная община находится на маленьком острове вблизи Ирландии, всего в ней 71 дом, дома расположены в четырех селениях, где живут 350 человек. На острове есть почта, школа, два магазина, медицинские учреждения, предприятие по производству одежды и т. д. Отсутствие порта заставляет жителей на лодках доставлять товары с кораблей на землю. Хозяйство в основном опирается на скотоводство, земледелие, рыболовство, туризм, жители получают государственные дотации. Социальная культура жителей острова определяется семейными связями. Особый вес имеет здесь священник, интеллигенция. Все население глубоко верующее (католики). Значимость моральных принципов постоянно подчеркивается.

Большинство браков — дело рук родителей. При этом они не спрашивают согласия детей. К моменту заключения брака возраст мужчины в среднем достигает 36 лет, женщины — 25. Задача семьи сводится к экономическим и прокреативным функциям, любовь рассматривается как нечто второстепенное. Образ жизни мужчины и женщины резко отличается: как до, так и после брака мужчины в основном проводят время в мужском обществе, женщины среди женщин. Типичная семья имеет 7 детей. Жизнь мужчины более разнообразна, чем женщины. Они ходят на приемы с женами, зимой вечерами играют в карты или совершают прогулки, женщины в основном снимаются работой и домом. Запрет на сексуальное просвещение, ложные стереотипы делают их наивными в сфере секса.

Секс никогда не является предметом бесед. Родители считают, что детям не следует давать никаких советов, а после заключения брака все решается само по себе. Жители не знают основ сексуальной психофизиологии, многие понятия им совершенно не знакомы, например орализм, гомосексуализм, междубедренные контакты, имитирующие половой акт, и т. п. Для женщин месячные являются источником неприятностей, мало кто из них знает о физиологической роли менструации. Большинство девушек не подготовлены к первым месячным, нередко первые месячные становятся причиной психического шока. Господствует представление, что угасание функций женского организма вызывает психические нарушения. Оргазм как таковой женщинам не известен. По мнению мужчин, сексуальные контакты ослабляют организм. Довольно распространенной формой нейтрализации сексуальных потребностей мужчин является мастурбация как в добрачный период, так и в браке и в зрелом возрасте. Сексуальные контакты до свадьбы запрещены, за этим строго следят. В сексуальном сожительстве предварительные ласки ограничены поцелуями и грубоватыми ласками нижней части тела, в частности ягодиц. Инициативу всегда проявляет муж. Применяется лишь классическая позиция. Партнеры не снимают белья. Мужчина, быстро достигнув оргазма, отворачивается от жены и засыпает.

Запрещена нагота, физиологические процессы не обсуждаются. Они трактуются как сексуальные. На острове не распространены пошлые анекдоты, прижимания во время танцев. Сексуальная репрессия держит на определенной дистанции мужчин и женщин, они разделены даже в играх и в танце. Дочери и сыновья в одной семье играют отдельно, ходят в школу отдельно, работают с родителями того же пола, что и они. Любовь в семье редко проявляется внешне, редки также ласки и целование детей, их редко даже кормят грудью. Любой интерес к сексу подлежит наказанию. Наказания чаще всего следуют словесные или физические, определяют их близкие или дальние родственники. Среди жителей существует большой страх перед осмеянием, сплетнями, позором, что ограничивает общие дружеские контакты, даже помолвленные пары стремятся избегать совместных прогулок, чтобы не давать повода к сплетням.

Вступление в брак в позднем возрасте, наличие большого числа старых дев и старых холостяков объясняется не только репрессивным сексом, но и способом наследования в Ирландии. Старший сын должен ждать, пока отец будет готов завещать наследство. Отцы неохотно уступают сыновьям землю, хозяйство. Часто они меняют свои симпатии, переносят свое расположение от одного сына к другому, рассчитывая на лучшее отношение к себе в старости. Матери выражают недовольство невестками, боясь утратить свое положение хозяйки в доме и потерять расположение сына.

Неудивительно, что тридцатилетние мужчины, крепко осевшие в родном доме, имеющие заботливую мать, не спешат принять на себя супружескую и сексуальную ответственность. Женщины же с беспокойством думают о браке в молодом возрасте. Многие из них стремятся эмигрировать. Суровые обычаи, большие требования к жене и матери, невозможность разводов приводят к тому, что к решению выйти замуж девушки приходят весьма мучительно.

Усиливающаяся эмиграция молодежи с этого острова кроме экономических причин имеет и нравственные причины: молодые не принимают пуританские обычаи и закосневшие традиции. Не последнюю роль в этом играют и контакты с туристами, укрепляющие решение искать счастье в другом месте.

Среди жителей острова 29% остаются неженатыми. Это вынужденное безбрачие, в частности у мужчин, связано с частой мастурбацией, алкоголизмом, агрессивностью, что является одним из наиболее распространенных способов разрядки сексуальной фрустрации человека. Авторы данного исследования, Д. Мессенджер и его жена, в течение многих лет собирали материалы, пользуясь различными методами: беседы, наблюдения, записи на магнитофон, интервью у представителей службы здравоохранения. Отмечалось, например, что большую роль в жизни населения острова играет местный священник. Он стоит на страже старых традиций, стремится вести борьбу с алкоголизмом, ограничивать влияние новых обычаев, привозимых туристами или реэмигрантами.

В чем причины такой репрессивной сексуальной культуры, сохранившейся во второй половине XX в.? Ученые, как это часто бывает, имеют различные точки зрения на сей счет. Одни подчеркивают влияние исторических факторов на обычаи ирландцев, в частности янсенизма, который способствовал тому, что ирландцы деторождение считают постыдной необходимостью, а женщины трактуют секс как нечто темное, опасное. Другие исследователи указывают на характер семейных традиций в Ирландии. По их мнению, в ирландской семье центральной фигурой является мать, которая прививает мальчикам настороженное отношение к женщине. Отцы же занимают химерическую позицию, они часто оказываются не способными к нормальной семейной жизни, проявляют подчеркнуто негативное отношение к женщинам, женственности, что может отражать скрытые гомосексуальные тенденции. Психоаналитики считают, что в ирландской семье среди мужчин распространен комплекс Эдипа и мазохистские тенденции.

На жителей острова влияют несколько факторов, ведущих к репрессивной сексуальной культуре: сильное воздействие священника, традиции янсенистской ирландской культуры, укоренившиеся старые образцы воспитания и обычаев, комплекс Эдипа, мужская солидарность, житейский социальный контроль (сплетни, наблюдения, наказания, правила наследования), взаимосвязь этих факторов, длительная изоляция острова, малочисленность населения создали условия для сохранения репрессивного секса, несмотря на изменения во всем мире.

Инис Биг — это реальное сообщество, пример малых сообществ с репрессивной сексуальной культурой, которые можно встретить, начиная от Аляски и кончая Австралией. Определенные элементы этой культуры мы находим в некоторых старых селах Польши, хотя сегодня это сделать все труднее. На примере подобных обществ можно выделить факторы, определяющие установки относительно пола, секса, партнерства, проследить влияние исторических, религиозных, экономических, семейных традиций. Немаловажны и естественные условия жизни на острове — чем меньше они подвержены внешнему влиянию, тем больше давление прошлого. Пример Пнис Биг склоняет нас к размышлению такого характера: не существует однородной культуры как на Западе, так и на Востоке. Скорее можно говорить о мозаике культур и доминирующих в них элементах. Инис Биг находится в Европе, его жители читают в прессе сообщения о том, что происходит в мире, но их подсознание, а в значительной степени и сознание сформировано старыми установками. Новое в Инис Биг приносят чужие, визиты к родственникам, которые, эмигрируя с острова, меняют свои установки. Новое меняет сознание молодых, и остров постепенно становится своеобразной моделью вырождающейся определенной репрессивной культуры. Доживет ли она до нового столетия в старом качестве?

На примере репрессивной культуры видно, какое негативное влияние она может оказывать на развитие личности, на ее способность любить и быть любимой, партнерство, сексуальную удовлетворенность. Такая культура, независимо от того, какие причины ее обусловили, в общем обедняет мир человека, лишает его радостей жизни, творческой любви и сексуального удовлетворения.

Типы сексуальной культуры
Читайте в рубрике «Типы сексуальной культуры»:
/ Репрессивные культуры