Культурные факторы, влияющие на сексуальное поведение
Анализ сексуального поведения многих людей показывает, что на это поведение оказывают влияние старые традиции, которые сохранились в обычаях, подсознании, мифах, стереотипах, литературе, в семейном воспитании. Взаимосвязь между семейными традициями, воспитанием и общей культурой часто проявляется в комплексах, блокирующих чувственные отношения. Семейные традиции, как правило, оказывают сильное влияние на всю сферу культуры, оставляя в ней глубокий след. Приведем примеры такого влияния, наиболее часто встречающиеся в культуре Запада (это пример Каина, Электры, Эдипа, Дианы, Амазонки, Афины Паллады). Их поведение обусловлено традициями античного мира, а сегодня они являются символами мировой культуры и проецируются на контакты между полами, и мы часто пользуемся их именами для обозначения типа сексуальной связи. Женщина с комплексом Афины Паллады (суть комплекса—идентификация с отцом, миром мужчин) имеет хороший контакт с мальчиками, ибо «лучше себя чувствует» в их психическом мире, он ей ближе. Если же она устанавливает эротические отношения с одним из них, то дело усложняется. Проявляются такие черты Афины Паллады, как, например, потребность в доминации, в мужской роли. Представляется, что если она найдет «женственного» партнера, то это будет идеальный союз. Но нельзя забывать, что в ней закодирована модель мужественного партнера, обусловленная культурой. Это может привести к столкновению ее психического мира с этой моделью, и тогда по отношению к реальному «женственному» мужчине она будет испытывать противоречивое чувство, а сам союз может принять конфликтную форму.
На сексуальные отношения большое влияние оказывают модели любви, характерные для данной культуры. Приведем примеры. Мотив страждущей любви, так прекрасно описанный Гёте в «Страданиях молодого Вертера», повлек за собой эпидемию самоубийств, неверие в возможность спокойной, счастливой любви. Мотив безумной любви (знаменитый «сицилийский удар грома») вызывал страсть с первого взгляда, последующие отношения между влюбленными уже лишены были такой «высокой температуры чувств», становились привычными. Мотив придворной любви предполагал многочисленные увлечения, институт любовников, брак между людьми этого круга исключался. Он становился контрактом, в рамках которого супруги имели право на отдельную жизнь, сексуальные контакты с другими партнерами.
При чтении романов о сентиментальной любви было пролито немало слез, в этой любви самое радостное, счастливое было до брака. Брак как таковой уже не интересовал автора произведения. Это же относится и к фильмам, например к такому, как «Прокаженная». Подобные фильмы вызывали слезы и чувство неудовлетворенности собственной жизнью, а любовь связывалась с чувствами, которые возникали в первых партнерских связях. Позже она стала только воспоминанием. Таким образом, мы видим, какое заметное влияние оказывает модель любви на контакты между полами, на супружескую жизнь.
Культура создает модель привлекательного сексуального героя. Например, мачизмо воплощает черты мужчины, уверенного в себе, жизнелюбивого, доминирующего, наделенного потенцией. Неудачи на сексуальной почве он болезненно переживает, они вызывают у него страх, боязнь насмешек. Культура создает также и мифологию арс аманди. Известен, например, миф о «медовом месяце», во время которого женщина получает наибольшее удовольствие, а ведь «мед» этого периода весьма проблематичен, ибо первый сексуальный опыт женщины часто связан с болевыми ощущениями и только позже в ней пробуждаются сексуальные потребности.
Таким образом, культура формирует конкретные, специфичные для нее сексуальные переживания и поведение, определяет контакты между полами. Определенный стиль поведения в рамках культуры Европы уже давно зафиксирован литературой, описан и стал понятным. Для большинства образованных европейцев известны имена Казановы, Дон Жуана. В этих героях воплотились общеизвестные черты западной культуры, распространенной от Атлантики до Урала.
Из наиболее известных комплексов сексуального поведения Запада назовем такие, как:
Комплекс Алисы в стране чудес. Он проявляется у женщин, живущих в мире мечтаний, фантазии. Их богатое воображение создает сценарий любви, союз, в котором партнеры играют определенную роль. Ориентация на мечты ведет к тому, что такие женщины живут ожиданиями встречи с партнером—воплощением их фантазий. Действительность подчиняется же желанииям, а реальный партнер — воображаемому. Уровень его восприятия зависит от того, насколько он способен играть навязанную ему роль и удовлетворять фантастические ожидания. В случае расхождения действительности и фантазии появляется разлад в психике: хотя женщина живет в реальном мире, она больше ценит свой скрытый мир поэзии и фантазии.
Комплекс Титании. Этот комплекс имеет много общих черт с вышеописанным. Женщина в воображении создает образ идеального мужчины, которого она ищет всю жизнь. Если она не найдет его, что весьма вероятно при тех высоких требованиях, которые она предъявляет, то тогда она вступает в брак с партнером ниже уровня ожиданий. Чем больше образ мужа отходит от воображаемого образа, тем больше он за это наказуем, отвергаем. С возрастом появляется чувство потери смысла жизни, шанса, который должен был реализоваться в замужестве, утраченных иллюзий, в чем обвиняется муж. Мужской идеал формируется под влиянием персонажей из литературы, фильмов. Определенные литературные герои, актеры включаются в сексуальную фантазию, например во время сексуального сожительства женщина представляет себе другое лицо в качестве партнера. Комплекс Титании характеризуют многие скрытые нарцистические черты, бегство от серой повседневности, преувеличение собственной ценности, а то и создание легенд о себе. Примером тому служат рассказы о знакомствах в молодости, которые, «к сожалению», не завершались браком, который был бы более удачным, чем с данным партнером.
Комплекс Рыцаря и Развратника. Суть его в том, что женщина хочет одновременно найти в мужчине и рыцаря, и развратника. Комплекс этот разделен на два разных типа. «Рыцарь» воплощает мужественность, вызывает доверие, чувство безопасности, опоры у чувственной, романтической, обожающей его женщины, чистой и невинной. «Развратник» воплощает стихийность, грубую мужскую силу, имеет буйный темперамент, суперсексуален. Соединяются ли эти противоположные черты в одном лице — вопрос проблематичный, отсюда частое деление на партнеров, «годящихся в мужья» (Рыцарь), и партнеров для романа, фантазии, искусства. Противоречивое Представление о мужском образе обусловлено не только воспитанием, но и различиями между чертами, приписываемыми роли мужа и роли любовника, что довольно часто встречается в европейской культуре.
Комплекс Мессалины. Этот комплекс присущ женщине страстной, чувственной, сексуально возбудимой, предъявляющей повышенные эротические требования к партнеру, меняющей партнеров, оргиастической. Были периоды, когда сексуальные качества женщины ценились высоко. Сегодня также считается привлекательным образ женщины чувственной, ибо, по мнению многих, это самое главное в браке.
Комплекс Золушки. Он отражает пассивную жизненную позицию женщины, ожидание «принца из сказки», который введет ее в мир приключений, красоты и комфорта. Мечты о необыкновенном, красивом мужчине типичны для раннего периода созревания, но у некоторых они сохраняются долго. Таким женщинам свойственно чувство неполноценности, они хотят, чтобы их обожали, замечали, вводили в большой свет. Провоцируют на это сказки, включая сказку о Золушке, а также литература, фильмы, в которых жизнь женщины резко изменялась, преображалась с появлением такого «принца». Пассивная жизненная позиция связана с ожиданием встречи с замечательным, прекрасным человеком. Действительностью, как правило, такие женщины пренебрегают, рассматривают ее как скучную. Активность подобного типа женщины проявляют только в поисках вероятного места встречи со сказочным принцем.
Комплекс паники закрывающихся дверей. Проявляется он у женщин после 40 лет жизни и состоит во всевозрастающем страхе перед утратой женской привлекательности. Женщина стремится выглядеть моложе. Ее одежда, стиль жизни должны провоцировать обожание со стороны мужчин, младших по возрасту. Она придает большое значение нарядам, сексу. Завязываются романы. Этот комплекс является результатом абсолютизации чисто внешней женской привлекательности, идеала молодости. Проявляется он и тогда, когда женственность связывается только с сексуальной ролью.
Комплекс кастрации. Характерен для женщин, стремящихся к власти и доминации, имеющих мужские черты в психике. Этот комплекс связан с влиянием культур с доминирующей ролью мужчины. Женщины этого типа также наследуют мужской стиль жизни. По отношению к мужчинам проявляется пренебрежение, осмеяние. В сексе требования завышаются так, чтобы партнер их не мог удовлетворить. Комплекс кастрации кроме психической обусловленности (нарушения идентификации с женской ролью, зависть к полу и положению мужчины, потребность власти у стареющих женщин и т. п.) имеет и культурную обусловленность, вытекающую из бунта против мужчин. В XX в. этот комплекс встречается гораздо чаще как одно из последствий эмансипации женщин.
Комплекс Дон Кихота. В определенном смысле он является мужской формой комплекса «Алисы в стране чудес». Определение «странствующий рыцарь» в этом комплексе означает, что данный мужчина проявляет по отношению к женщине иллюзорные ожидания и желания, идеализирует и ангелизирует ее, говорит о ней с особым обожанием, возводит ее на алтарь, чувствует себя у ее ног. Этот комплекс часто встречается в культуре Запада, опосредованно связан с культом девственности и Мадонны.
Комплекс Мадонны и Блудницы. Он соответствует комплексу Рыцаря и Развратника. Описанный психоанализом, данный комплекс весьма точно определяет поведение многих мужчин, воспитанных на традициях западной культуры. Состоит он в разных и противоречивых оценках, которые мужчины дают женщинам. С одной стороны, подчеркивается женственность, верность, добродетельность, преданность и дружба. С другой—ценится женственность чувственная, легкая, доступная, игривая. Одна одаривается духовной любовью, выбирается в жены и матери, к другой испытывают вожделение, с ней чаще связывают реализацию сексуальных потребностей. Нередко мужчины делили женщин на две категории: женщины-жены и женщины-любовницы. Исследования свидетельствуют о распространенности этого комплекса. Даже поверхностное знакомство с историей культуры Запада показывает, где кроется генезис этого комплекса, к тому же двойная мораль, свойственная мужчинам, и специфическое воспитание способствовали распространению этого комплекса.
Донжуанизм. Стиль поведения, цель которого «завоевать» и обладать женщинами, удовлетворять сексуальные потребности. Увеличение количества любовных связей служит укреплению собственной мужской ценности. Женщина рассматривается как вещь, дичь, которая после охоты на нее становится неинтересной. Этот комплекс в сексологической литературе назван донжуанизмом, или мифом Дон Жуана. Он является наиболее типичным для стиля поведения мужчин культуры Запада, а в латинской культуре к нему близок мачизмо. Стиль этот подробно описан как в художественной, так и в специальной литературе. В принципе он выражает примат мужчины, его потребность в доминации, скрытые гомосексуальные черты. Он возник в период раннего средневековья, когда женщина рассматривалась как воплощение зла, была объектом презрения. Обладание очередными партнершами и многочисленные сожительства с разными женщинами укрепляли чувство собственной ценности. Даже сегодня многие бахвалятся этим и распространяют о себе мифы. В сущности здесь скрывается страх перед женщиной, отчужденность от ее психического мира.
Комплекс Леонта. Прообразом послужил король Леонт из «Зимней сказки» Шекспира. Леонт болезненно ревновал жену и даже отказался от отцовства. Этот комплекс состоит в недоверии и ревности к партнерше и как следствие этого в неверии в свое отцовство. Иногда отцовство устанавливается судебным путем, хотя для этого нет ни малейших оснований. Этот комплекс скрывал в себе типичное для европейских мужчин недоверие к женщинам, противоречивое к ним отношение, страх потерять свою позицию и быть осмеянным.
Комплекс Отелло. Он состоит в патологической ревности к своей партнерше. Эта ревность возникает чаще всего под действием алкоголя. Разумеется, не у всех в момент алкогольного опьянения в сознании рисуются сцены измены. Этот комплекс скорее проявление страха перед женщиной, страха быть осмеянным, потерять собственное достоинство.
Комплекс Ромео и Джульетты. Он вызывается любовью с первого взгляда, стремлением к скорейшему заключению брака. Его происхождение связано с запретом добрачных контактов в старой культуре Европы. Тогда только в браке допускалось сожительство. Потребность эта настолько сильна, что позволяет преодолевать все препятствия, встречающиеся на пути влюбленных. Ныне этот комплекс не встречается, ибо терпимое отношение к добрачным контактам распространено повсеместно, а вступление в брак в наши дни не представляет большой проблемы.
Комплекс Тристана и Изольды. Этот комплекс соединяет эротизм и беспокойство, связанное с чувством вины. Это значит, что лица, одобряющие запрет добрачного сожительства, нарушив этот запрет, испытывают противоречивые чувства: чувство сексуального удовольствия и чувство вины. Последнее эмоционально окрашивает состояние психического напряжения. Когда брак заключен и сожительство становится возможным, тогда отсутствие чувства вины снимает психическое напряжение и эротизм лишается привлекательности. Исчезает возбуждение, интерес к сожительству. Иначе говоря, этот комплекс напоминает «запретный плод». Он относится к числу наиболее распространенных в культурах Запада.
Рассмотренные выше комплексы еще не являются патологией и не вызывают сексуальных нарушений. Они создают лишь фон для их развития. Подобную роль играют и сексуальные мифы, например миф «о роковой женщине», «эротическом рае», «золотом веке» и т. п. Комплексы в поведении, мифы, формируя определенные установки относительно секса, партнера и т. д., могут создавать условия, вызывающие сексуальную и партнерскую патологию, что случается довольно часто.
Существуют комплексы, имеющие общемировое распространение. К ним относится, например, комплекс, который появляется у женщины после рождения ребенка. Она может резко изменить установки по отношению к мужчине — от позитивной до резко негативной. Мужчина низводится ею до роли «трутня». Этот мотив встречается в различных культурах. В Полинезии он отразился в легенде о Богине Хаи, пожирающей мужчину после интимной близости с ним. Миф «о роковой, фатальной женщине» характерен почти для всех культур, где доминируют мужчины. Эта фатальность выражается по-разному (женщина—это воплощение демона, злого божества, совратительница мужчины и т. д.). «Эротический рай» также является общекультурным мифом, в котором выражаются черты, характерные для той или иной культуры. Например, в раю, согласно исламу, существует вечное сексуальное наслаждение для мужчин, а в христианском раю человек переходит от земной любви к любви бога.
Следует помнить, что изменения в культуре, столкновение различных пластов культуры (как это имеет место среди эмигрантов, в межнациональных браках и т. д.) образуют свои, специфические комплексы и мифы, что может создавать питательную основу для возникновения сексуальных нарушений.
Читайте в рубрике «Сексуальное поведение»:
|