Влияние культуры на эмоции, чувства, любовь и секс

Любовь Любовь

Нельзя изучать сексуальное поведение, его норму и патологию вне анализа сложного мира эмоций, оказывающего существенное влияние на это поведение, что позволяет лучше раскрыть специфику различных культур и механизмы психики, обусловливающие такое поведение.

Д. П. Лефф, американский психиатр, культуролог, отмечает, что, оценивая эмоции других людей, мы должны принимать во внимание их специфику и культурные различия. Способы выражения эмоциональных состояний чрезвычайно многообразны. Культура оказывает большое влияние на восприятие и передачу эмоций. Доказательством тому служит взаимосвязь между языком и ощущениями. Область слов, касающихся данного понятия, весьма различна, и вытекает это из образцов, установок данной культуры. Например, жители большинства островов Тихого океана не отличают голубой цвет от зеленого, индейцы навахо одним словом называют серый и коричневый цвета, лопари имеют богатый словарь, определяющий типы снега, а у европейцев такой словарь очень мал.

Как показывают тесты на восприятие цвета, эти различия не вытекают из различий в восприятии цвета. Просто образцы, установки данной культуры обусловливают меньший или больший словарный запас, относящийся к конкретной сфере жизни. Это характерно и для сексуального словаря. Например, словарный запас, относящийся к сексу, больше у французов, чем у немцев, а у триобрианцев больше, чем у корейцев, у сторонников даосизма он богаче по сравнению с буддистами и т. д. К тому же в рамках одного языка существует несколько вариантов такого словаря, используемых различными классами и общностями.

Интересная с этой точки зрения информация получена в ходе исследований Всемирной организацией здравоохранения (1973 г.), целью которых было сравнить проявления шизофрении в различных странах: Дании, Индии, Колумбии, Нигерии, Англии, СССР, США и др. Исследования показали, что в развитых странах дифференциация эмоциональных состояний была намного сложнее, чем в развивающихся. Наименьшее различие в проявлении эмоций отмечено в Китае и Нигерии.

Интересный эксперимент проведен среди жителей Уганды, которых просили описать такие эмоциональные состояния, как счастье, грусть, гнев. Оказалось, что они не видели между этими состояниями никаких существенных различий. Отсюда следует, что, изучая другой язык, мы не усваиваем до конца не только те понятия, которых нет в нашем родном языке, но и способ мышления, отличный от нашего и характерный для другой культуры.

Подтверждением подобных выводов служат также исследования, проведенные среди негритянского населения, живущего в США. Оказалось, что несмотря на то что в этой стране жило не одно поколение негров, что они говорили на английском языке, тем не менее они постоянно переносили в английский язык словарь, типичный для их «пракультуры». Это подтверждают и другие исследования, проведенные в различных этнических группах, живущих в крупных городах США.

Подобные исследования отнюдь не подтверждают положения, что в развитых странах существует «высшая» культура чувств. Такой вывод был бы явным упрощением. Нельзя забывать, что культура стран Запада на первый план выдвигает индивида, индивидуальность, в то время как в других культурах больше подчеркивается роль группы, семьи, общества. Это в свою очередь также влияет на различия в эмоциях и на словарный запас.

Разные культуры отличаются и по проявлению чувственной экспрессии. Итальянцам, например, свойственны более живые эмоциональные реакции, чем ирландцам, американцам — более живые, чем англосаксам. По внешнему виду у китайца трудно обнаружить агрессивную реакцию, а у арабов легко. Русские откровенны, экспрессивны, англичане сдержанны и т. д.

Культура и чувства

Влияние культуры особенно наглядно проступает в критериях красоты, ценностях некоторых чувств, сексуальности человека. Интересную информацию на эту тему читатель может найти в книге «Культурная сексология» под редакцией К. Имелиньского или в его работе «Эротизм». В качестве примера можно привести следующее: у евреев из Туниса, сирийцев из Дамаска, мавров из Сахары идеалом красоты признавался очень полный человек. Полнота олицетворяла богатство и социальное положение данного человека. Женщины в Бирме искусственно увеличивали длину шеи с помощью металлических обручей. Древние японцы покрывали зубы черным лаком и т. п.

Голос имеет сексуальную привлекательность во многих культурах, отсюда множество песен о любви, эротических диалогов. Как правило, низкий голос имеет большее сексуальное воздействие (меццо-сопрано, альт, баритон), как и слегка охрипший голос у мужчин и т. п.

Прикосновение, бесспорно, является наиболее сильно действующим сексуальным стимулом. Каждый человек обладает специфической потребностью иметь, организовывать пространство вокруг себя, соблюдать определенную дистанцию по отношению к другим, к тому же его тело излучает различные биотоки. При сексуальном сближении это пространство как бы исчезает, установки на соблюдение дистанции рушатся, наступает единение, требующее доверия и безопасности. Неудивительно, что формы интимных отношений говорят об уровне ощущения безопасности, доверии и психологической связи между партнерами. Есть культуры, где высоко ценятся

изысканные и многообразные формы прикосновения и близость тел, особенно культуры, испытавшие влияние мистицизма, в других подчеркивается доминация мужчины и пассивность женщины, что характерно для Запада. В третьих предписывается держаться на расстоянии. В таком случае у людей воспитывается отрицательное отношение к сексу и чувственности, навязываются дозированные прикосновения и соединения тела, например в пуританской культуре, христианском ригоризме (известные рубахи св. Иосифа с отверстием в области гениталий).

Запах более, чем другие чувства, основывается на инстинкте, не случайно среди животных он имеет решающее значение. В мире человека знакомство, контакты на основе запаха не частое явление, но роль запаха весьма существенна для сексуального возбуждения. Из всех чувств запах действует менее всего на сознание партнеров, а более всего на неосознанное, подсознательное возбуждение. Популярный во многих культурах стереотип, связывающий Йеличину носа с величиной половых органов, несет совсем иной смысл — длина носа связана не столько с величиной половых органов, сколько с полем восприятия запахов.

Каждый человек обладает собственным специфическим запахом, который действует на других как отталкивающе, так и притягательно. Наряду с этим существует специфический запах пола, расы, возраста, не говоря уже о том, что запах можно искусственно создавать. Неудивительно, что во многих культурах ему придается особое значение. Чтобы обладать приятным запахом, используют купание, натирают тело благовониями, маслами, духами и т. д. Различные рекомендации, касающиеся гигиены тела, придания ему особого запаха, сосуды для ароматических веществ, дошедшие до нас от древних культур, свидетельствуют о давности этой традиции.

В мире человека вкусовые стимулы в сексуальной жизни весьма ограниченны. Слюна имеет определенное возбуждающее значение в ласках устами. Культуры, в которых существует вкусовая акцентация к выделениям желез половых органов, семени, редки — к ним относятся некоторые так называемые примитивные мистические, оргиастические культуры, гностические секты (сперматофагия как выражение культа семени). Даже в тех культурах, которые практикуют орализм, это выступает как визуальный и осязательный стимул, а не вкусовой (за некоторыми исключениями).

Любовь и секс

В мировой поэзии самые прекрасные слова посвящены любви. Поражает сходство в понимании любви людей, живущих в разных странах, например в Японии и Америке, в разные исторические эпохи — во времена шумеров и в XX в. Можно сказать, что любовь между мужчиной и женщиной распространена повсеместно и занимает определенное место в духовной жизни человека. Обратимся к антологиям любовной поэзии и мы убедимся, что в понимании любви у людей больше общего, чем того, что их разделяет. В этом нет ничего удивительного, ведь потребность любить принадлежит к фундаментальным душевным потребностям и проявляется в психике уже с момента рождения. Повсеместная распространенность семейной жизни в культурах мира связана также с определенными механизмами психики, и в частности с тем, что узы с матерью, родителями составляют «матрицу» позднейших чувственных уз. Таким образом, можно утверждать, что любовь— это универсальный феномен.

Трудно сказать, в какой культуре о любви сложены лучшие гимны. «Гимн о любви» св. Павла, «Песнь песней», поэмы о любви Древней Кореи, Индии, любовные песни Египта или шумеров имеют одинаковую ценность. Но вместе с тем понимание любви в каждой культуре имеет свои особенности. Греки выделяли такие виды любви: филиа эретике (дружба между влюбленными), эунойа (отдавание), агапэ (бескорыстное чувство), потос (любовное желание), харис (любовь, опирающаяся на благодарность и уважение), мания (необузданная страсть), эрос (желание). В мистических культурах Индии существует иерархия любви вплоть до мистического экстаза, имеющего потусторонний, сверхъестественный характер.

Своя классификация любви имеется и в традициях европейской культуры. Известный американский психолог Р. Мэй выделил четыре основных ее типа: любовь сексуальная, эротическая, амор (любовь с эгоцентрической окраской), каритас (любовь облюбовывающая). Близкое к этому понимание любви дает К. Войтыла: амор комплацентие (нравится), амор конкиписцентие (желание), амор беневоленцие (взаимная доброжелательность), любовь облюбовывающая.

А. Дуканович приводит прекрасные высказывания о любви в европейской культуре. Любовь как жестко-сладкое пламя (Овидий: горю — уже в вольной груди воцарился Амур); любовь как сумасшествие (Данте: пребываю постоянно в любовном сумасшествии); любовь как пытка (Шекспир: это пытка — не любовь); любовь как тихая безнадежность (госпожа де Леспинасс: дорогой мой, люблю тебя, как следует любить,— без границ, до безумия, до сумасшествия и безнадежности); любовь трагическая, близкая к смерти (Гёте: Лотта! Мне конец! Мои чувства помутились. Лучше, чтобы я ушел); любовь чувственная (Дафнис и Хлоя).

Любовь как горящее чувство, стремящееся к пределу чувствования, была воспета романтизмом. Марта Пивиньская пишет: «Романтическая любовь не обещала человеку на земле ничего хорошего, она была более скептической, чем либертинская эротика. Обманывала она уже в самой фабуле: любовные романы кончаются плохо. Обманывала по программе: не может быть любви на земле, если она является трансценденцией. На земле настоящей любви быть не может, о ней можно только знать».

В культуре Запада были созданы многочисленные трактаты о любви (Стендаль, Фромм, Левис и т. д.). Они отражали духовное богатство этой культуры, ее различные краски, противоречия, свойственные ей, в частности тягу к сексу, эротизму и избегание их, удаление от* них, что является типичной чертой данной культуры. Мы подходим сейчас к трудному вопросу: каким образом соединяются любовь и секс в культурах мира? В принципе можно выделить пять моделей:

  1. Платоническая модель. В ней мы сталкиваемся с асексуальной, одухотворенной, деэротизированной любовью. Секс в такой модели трактуется как нечто низменное, а цель человека — достигнуть высшей, асексуальной любви. Эта модель характерна как для христианства, так и для некоторых направлений буддизма.
  2. Чувственная модель. В ней любовь отождествляется с желанием, чувственностью. Секс является ее осью, основным моментом (ислам, культура муру, сексуальная любовь в культуре Запада).
  3. Интегральная, психофизическая модель. В ней любовь и секс неразделимы, они образуют единство (такое понимание свойственно некоторым так называемым примитивным культурам, большинству великих культур, некоторым направлениям христианства).
  4. Модель противопоставления любви и секса. В ней любовь и секс трактуются как противоположные сферы. Секс может быть без любви, сексуальные контакты между партнерами могут происходить без чувственной основы (оргиастические культуры, так называемый стиль кул-секс, некоторые примитивные культуры).
  5. Модель секса без любви, в которой мужчину и женщину объединяет только секс, между ними возможна лишь определенная симпатия, привязанность и не более. Эта модель чаще всего встречается в примитивных культурах.

Таким образом, мы выделили пять вариантов интимных отношений в культурах мира, среди них явное преимущество имеет модель, соединяющая секс с любовью. Ее можно назвать универсальной моделью.

Сексуальное поведение
Читайте в рубрике «Сексуальное поведение»:
/ Влияние культуры на эмоции, чувства, любовь и секс