Культура и лечение сексуальных нарушений

Лечение нарушений Лечение нарушений

Лечение сексуальных нарушений еще с древности и до наших дней проводится методами традиционной народной медицины, прибегают к советам опытных людей, а также к магии, колдовству. Во многих культурах психотерапия тесно связана с контекстом, данной культуры. XX в. внес кардинальные изменения в диагностику и лечение сексуальных нарушений: гормональные препараты, возбуждающие, психотропные средства, партнерские, бихевиористские тренинги, психотерапия, групповая терапия и т. п. Однако следует иметь в виду, что для большинства людей научная терапия пока недоступна и помощь им оказывается, как и прежде, традиционными методами. Помимо современных методов лечения усиливается стремление использовать достижения народной медицины. Известно, что многие травы и препараты из них оказывают положительное терапевтическое воздействие, например женьшень, порошок из рогов сибирского оленя, травы индейцев Мексики и др.

Народная медицина до сих пор применяет механотерапию мужского полового органа. Например, на Востоке применяются протезы или кольца, накладываемые на него в случае ощущения неплотности во влагалище или слабой сексуальной реакции женщины. Современные бихевиористские методы лечения сексуальных нарушений имеют свои аналоги во многих других культурах, например в даосизме, в Японии, в Индии. Существуют учебники по сексуальной жизни, содержащие сведения о том, как бороться с импотенцией, холодностью, слишком быстрым извержением семени. В данном разделе мы представим различные методы народной психотерапии, используемой в культурах мира. Пока это остается малоисследованной областью. Мы рассмотрим только некоторые культуры.

Культура и психотерапия. Виттковер и Уорнесс отмечают, что из всех форм лечения психотерапия наиболее тесно связана с культурой. Особую роль играет характер данной культуры, мировоззрение терапевта и пациента, используемый язык, его тонкости и т. д. Психотерапия, по мнению этих авторов, заключается в органичном взаимодействии одного лица с другим (или с большим числом лиц), целью которого является снятие эмоционального стресса, приведение патологии в норму.
В психотерапии, применяемой во всем мире, есть ряд общих черт: установление эмоционально доверительного отношения между пациентом и врачом, объяснение причин, вызвавших у него сексуальное нарушение, информация о новых методах лечения, ознакомление с позитивным опытом, вселение надежды на успешное лечение, укрепление веры в то, что он способен победить недуг.

Во многих культурах распространено убеждение в том, что сексуальные расстройства вызваны действием сверхъестественных сил. Поэтому люди ищут помощи у шаманов, колдунов, целителей, жрецов и т. п. Многие болезненные симптомы, символы, типы связи между партнерами можно понять только в контексте конкретной культуры. Стиль общественной жизни, понимание роли человека также влияют на распространение того или иного метода терапии. Например, японская психотерапия связана с традиционными ценностями (о чем мы еще будем говорить), в США подчеркивается роль индивида, что связано с распространенностью индивидуальной психотерапии, имеющей психоаналитическую окраску. Популярный в Германии аутогенный тренинг связан со значением самодисциплины в этой культуре.

Некоторые методы психотерапии имеют ценность во многих культурах, например йога, медитация. Лечение с помощью психотерапии непременно требует знания общего культурного фона пациента, этнических особенностей, так как именно в этих сферах можно найти не только причины нарушений, но и средства их лечения.

Психотерапия на Западе. Генесс пишет, что в культуре Запа'да существуют различные пласты, которые влияют на ход и формы лечения. Одним из таких пластов является культура Северной Европы, другим таким пластом— культура Европы средиземноморской. Различия между ними обусловлены экономикой, религией, общественным устройством. На севере распространен протестантизм с его практическим подходом к жизни. Согласно протестантизму, главная цель человека в этом мире—деятельность, труд. Они должны осуществляться без вмешательства сверхъестественных сил. В результате такого подхода у индивида формируется активная жизненная позиция. В пласте культуры Южной Европы доминирует католицизм. В нем преобладает вера в магический, сверхъестественный мир. Причины сексуальных нарушений, как здесь считается, могут быть как естественные, так и сверхъестественные. Индивид не является независимым и свободным. Каждый человек от рождения как бы закодирован, правда, он может принимать различные обличья, но все они априори существуют в нем. Есть такие черты личности, над которыми индивид не имеет ни власти, ни контроля. Различия между этими культурными пластами обусловливают предпочтение тех или иных методов лечения. На севере Европы ориентируются на методы, побуждающие индивида к деятельности, а на юге подчеркивается роль врача и эмоционального воздействия.

Терапия Гедатсу в Японии. Поклоняющихся культу Гедатсу в Японии насчитывается около 200 тыс. человек, причем женщины преобладают. Главный смысл терапии в этом культе—это вызвать чувство самодостаточности, уверенности, а также страдания, понимаемого как результат осознания плохо выполняемых обязанностей жены, матери, дочери, нарушения верности. Другим важным элементом этого культа является этика, добродетель. Каждый человек рождается с чувством долга по отношению к другим, и по мере истечения жизни чувство благодарности по отношению к мертвым и живым, знакомым и незнакомым растет. Исповедующие этот культ испытывают чувство благодарности ко всем сверхъестественным существам, людям и предметам.

Несчастья, которые преследуют людей, часто приписываются отсутствию у них чувства сокрушения (занге) и благодарности (канша). Благодарность следует воздавать не только за добро, но и за зло, испытания. Следует благодарить также и супруга, который изменяет. Возникающие в браке конфликты должны восприниматься с благодарностью, ибо они дают возможность контролировать и наказывать самого себя.

В Гедатсу нет резкой границы между «Я» и «другими». Может произойти изменение собственной тождественности и принятие новой роли. Подчеркивание роли родства в перипетиях жизни приводит к тому, что страдания данного лица могут быть интерпретированы как отражение страдания другого. Измена жены, например, может быть результатом неправильной жизни матери мужа.

Дух не всегда заставляет страдать того, кто этого заслуживает. Он может избрать для этого другого человека. Например, умершая мать, чтобы обратить на себя внимание сына, может вызвать болезнь у своего внука. Дух, вызывающий страдание у живого человека, часто сам совершал грех (цуни), когда был в этом мире, таким грехом могло быть самоубийство из-за любви, измена, развод, выкидыш. Сексуальный грех предка отражается на потомках через гинекологические заболевания, рак груди или половых органов, выкидыш, неудачный брак, конкубинат, разводы, многоженство, импотенцию, сексуальную холодность, насильственное безбрачие и т. д. Здесь заметна взаимосвязь между грехом и наказанием. Импотенция является тем и другим. Чтобы искупить грех, грешник и страждущий должны попросить прощения у богов. Просьба о прощении является важным элементом в комплексе Гедатсу. Происходит это в письменной и устной форме перед святыней. После завершения этой процедуры может вновь появиться дух, чтобы сообщить об избавлении и выразить свою благодарность. Последним элементом терапии Гедатсу является очищение. Важную роль здесь играет медитация, благодаря которой происходит очищение духа, отказ от подчеркивания собственного «Я».

Очищение духа происходит через ритуал постоянного подливания амаха (жертвенного чая) на игаи (погребальные таблицы) и произношение Сутры. Дух потребляет амаха в целях внутреннего очищения. Существуют специальные магазины, владельцы которых поддерживают культ Гедатсу, предлагают незагрязненные продукты питания. Они должны обеспечить здоровье и очищение. Преобладание женщин среди придерживающихся культа Гедатсу связано с их большей подверженностью этой форме терапии, адресованной лицам, мало уверенным в себе, пассивным. Эта форма терапии подчеркивает роль женщины, материнства.

Психотерапия маикан и морита в Японии. Такао Мурасе объясняет понятие «маикан» так «взгляд вовнутрь». Это разновидность интроспекции, в которой важным является воспоминание о прошлом. Терапия состоит из трех элементов: вины, чувства благодарности и выделения себя относительно других. Пациент приходит в спокойное, уютное место и размышляет в течение 7 дней о себе. Каждые 90 минут к нему приходит лицо, направляющее размышления на основе заранее взятого интервью. Даются рекомендации следующего типа: вспомни, что хорошего ты сделал другим? какие заботы ты вызвал у других? Эта установка должна уменьшить или вообще исключить эгоцентризм, вызвать чувство благодарности к другим.

Целью этой терапии является сунао, т. е. доброжелательность, деликатность, уступчивость, благодарность, радость. Понятие «сунао» касается также и психотерапии морита, рекомендуемой людям нервным, эгоцентричным. Терапия включает в первую очередь постельный режим при полной изоляции, затем следует приспособиться к окружающей действительности с помощью ежедневной групповой физической работы. В этих терапиях явно ощущается влияние синтоизма, буддизма, дзэн, а также конфуцианства в японской версии. Культура сунао также типична для Японии, как культура «Я» для Запада. Японская психотерапия стремится приспособить пациента к миру, найти способ его адаптации к действительности.

Сексуальные проблемы в этих терапиях не изолируются, «чистой сексологии» здесь не существует. Лечение состоит в применении концепции сунао, медитации, благодарности по отношению к другим, исправлении жизни путем изменения эгоцентрической позиции, превращения ее в альтруистическую.

Психотерапия в традиционной китайской медицине. И. X. By пишет, что в Китае лечение включает акупунктуру, фитотерапию, гигиену питания, психотерапию, а также и современную медицину Запада. Важнейшим моментом традиционной психотерапии является идея предотвращения, пропаганда дисциплинированной и уравновешенной жизни. Классический текст Хуан-ти Ней-шинг Су-вен, известный более 2000 лет, является основой медицины, и представленные в нем теории здоровья, болезни, лечения вызывают большой интерес. Болезнь, возникшая на основе эмоции, может быть излечена путем вызова противоположной эмоции. Врач провоцирует переход грусти в радость, гнева в покой с помощью различных игр.

Другие болезни, так называемые хсянг-шу, вызваны бессилием, неспособностью удовлетворить желания, например сексуальные. Врач избегает бесед с пациентом на тему болезни или по проблемам, беспокоящим пациента, только при завершении лечения он раскрывает тайну своего метода. Каждая семья по меньшей мере раз в год имеет контакт с шаманом. Шаман, обладающий средней популярностью, наносит около 20 визитов в день. Как правило, к нему приходят домой, ему помогают другие люди. На них обычная одежда, они не прикасаются к своим пациентам, сохраняют дистанцию. Ритуал состоит из трех фаз. Задача первой фазы — завоевать устанавливать с ними контакты. Для клиента более важной является вторая фаза, связанная с решением его личных проблем. На третьей фазе шаман дает советы, например призывает молиться, дает рекомендации и т. п.

Чтобы снять напряжение у больного, шаманы часто прибегают к юмору, стремятся рассмешить присутствующих. На Окинаве главное для шамана — снять стресс. Визит к шаману стоит дешево, реакция окружающих служит формой групповой терапии. Практические советы касаются решения многих проблем, а причины фрустрации и несчастья объясняются виновностью предков. Нередко такими способами удается восстановить хорошее самочувствие.

Рассмотренные выше приемы психотерапии не исчерпывают всего их многообразия. Во многих культурах применяется магия, имеющая терапевтическое значение, другие терапевтические приемы. Недоверие к науке, которое усилилось сегодня в культурах Запада, способствует появлению форм психотерапии, имеющих магический характер, например биоэнерготерапия, энерготерапия головы и т. д. Из собственной медицинской практики, из истории болезней моих пациентов можно убедиться в том, как часто при лечении сексуальных нарушений применяются элементы суггестии и магии, в ход пускается вера в чудесное лекарство, которое якобы имеется у терапевта, вера в фатум и т. п. Ожидания положительных результатов от внерациональных методов лечения не зависят от уровня образования пациента.

Сексуальное поведение
Читайте в рубрике «Сексуальное поведение»:
/ Культура и лечение сексуальных нарушений