Почему на Руси свадьбу «играли»?
В старину свадьба проходила в течение нескольких дней и представляла собой своеобразное театрализованное зрелище. Недаром тогда говорили «не справлять свадьбу», а «играть».
Свадьбу действительно играли. Она начиналась сватовством: к родителям невесты приходили сваты и договаривались о будущем бракосочетании, после чего устанавливался день смотрин. Тогда в дом невесты приезжали родители жениха. Их угощали и приветствовали как будущих родственников.
Невеста не принимала участия в пиршестве. Она лишь выходила к гостям от трех до пяти раз, меняя наряды, и уж потом садилась со всеми за стол. Смотрины завершались особым ритуалом — рукобитьем. Отцы соединяли руки новобрачных и ударяли по ним рукавицей. С этого времени семьи жениха и невесты составляли одну семью, все расходы по подготовке к свадьбе делились пополам.
После рукобитья в доме невесты собирались подруги готовить приданое. Сама невеста переодевалась в одежду, символизировавшую печаль, и низко повязывала платок, который не снимала даже во сне. Так она прощалась с родительским домом.
На людях невеста постоянно причитала, тексты причетов девушки заучивали с детства. В них выражался страх перед будущей жизнью в чужом доме, который казался невесте «лесом темным», а будущие родственники — «зверями лютыми». Девушка действительно не знала, что ее ждет: ведь раньше молодые чаще всего не знали друг друга до свадьбы, а суженых им подбирал и родители.
Готовились к свадьбе и в доме жениха. Сам он почти каждый день навещал невесту и приносил разные лакомства. Невеста в свою очередь передавала жениху подарки для его родных.
Когда приготовление приданого заканчивалось, накануне венчания в доме невесты проводили девичник, а в доме жениха — мальчишник. В этот день невесту считали уже молодухой, новобрачной.
Кульминационным моментом девичника являлся ритуал «потери красоты (воли)». Невесте расплетали косу, и она как бы переходила из девиц в замужние женщины. На следующее утро она одевалась к свадьбе, но волосы не заплетала.
Утром в день свадьбы к невесте приезжал кто-нибудь из родных жениха, чаще всего его старший брат. Он привозил подарок и уезжал с ответным даром. Потом у лее за невестой приезжал жених. Подруги невесты отказывались отпереть ему ворота, требуя шуточный «выкуп». Жених передавал одной из девушек деньги, и ворота открывались.
После этого подъезжал свадебный поезд. Он состоял из нескольких повозок, украшенных лентами и колокольчиками. В свадебные повозки никогда не запрягали кобыл. Их везли только кони, символизирующие стихийную силу природы.
В первой повозке всегда ехали дружки, во второй — невеста с крестной матерью или свахой. В третьей — жених, за ним следовали все остальные родственники и гости.
После венчания невеста уже ехала вместе с женихом. Дома молодых сажали в красном углу, под иконами. Они принимали поздравления, но не могли участвовать в общем пиршестве.
Через некоторое время молодые уходили в горницу, где для них была приготовлена специальная еда — чаще всего два пирога, один из которых был испечен в доме невесты, а другой — в доме жениха. Поев, невеста уходила в свою комнату и переодевалась в женский наряд — рубаху и сарафан с широкими лямками. Подруги заплетали ей две косы, укладывали их на голове, надевали кику и накрывали платком — головным убором замужней женщины.
Потом невеста выходила к гостям и вместе с женихом садилась за общий стол. Вначале молодоженам подавали кашу и хлеб, а также стакан с молоком. Они должны были пить из одного стакана, есть одной ложкой из одного блюда, откусывать от одного куска хлеба или пирога. Считалось, что общая еда навеки соединит молодых.
Основной пир, который назывался красный стол, начинался на следующий день. Еду для него готовили только замужние женщины. Им помогала молодая.
Во время пира новобрачных сажали в красном углу. Остальные родственники рассаживались двумя рядами: с одной стороны — мужчины, с другой — женщины.
Во время пира пели величальные песни. Молодых называли князем и княгиней, солнцем и голубкой, месяцем и солнышком. После молодых величали их родителей и других родственников. Когда пир заканчивался, молодых провожали в спальню с пением подблюдных песен.
На третий день невеста выходила к гостям в обычной будничной одежде. Иногда молодых будили, разбивая перед их дверью горшки. Отсюда и появилось выражение: «Посуда бьется к счастью».
Когда молодая выходила, на пол бросали солому, сор, деньги. Она должна была мести пол по направлению от двери к печке, чтобы умилостивить домового. Мать жениха выносила на завтрак горшок с кашей и притворно причитала: «Ой жарко, жарко». Невеста должна мыла взять горшок, подуть на него и подарить гнекрови платок. С этого момента невестка считалась полноправным членом семьи и принимала участие во всех домашних хлопотах.
Обычно на третий день молодые приезжали в дом родителей невесты, где теща встречала зятя блинами. Он должен был откусить кусочек верхнего блина и подарить теще подарок за проявленную заботу.
Свадебный ритуал завершался «обсидками». Замужние женщины деревни принимали молодуху в свое общество. Они угощали ее чином и студнем.
Читайте в рубрике «Подготовка к браку»:
|